Балкерный рынок
Начавшееся в
середине августа ослабление фрахтовой конъюнктуры на балкерном рынке продолжалось
и большую часть сентября из-за чего в течение первых двух декад сентября 2020
г. Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа (БФИ) снизился с 1471 до
1267 пунктов (-13,9%). Но в середине третьей декады сентября, в первую очередь,
благодаря "кейпсайзам", последовал всплеск фрахтовой активности, и в
конце завершающего месяца 3-го квартала БФИ составлял уже 1725 пунктов, показав
рост сразу на 33,8%.
Динамика
Балтийского фрахтового индекса в сентябре
Тип тоннажа |
01.09.2020 |
15.09.2020 |
30.09.2020 |
Балкера "кейпсайз" (BCI) |
2176 |
1922 |
3091 |
Балкера "панамакс" (BPI) |
1604 |
1296 |
1374 |
Балкера "супрамакс" (BSI) |
958 |
912 |
995 |
Балкера "хендисайз" (BHI) |
571 |
554 |
591 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
1471 |
1289 |
1725 |
Источник: Baltic Exchange
Средние
значения БФИ в 2020 гг.
Тип тоннажа |
Сентябрь 2020 г. |
Август |
Июль |
2 кв. 2020 г. |
3 кв. 2020 г. |
Балкера "кейпсайз" (BCI) |
2179 |
2335 |
3024 |
1133 |
2526 |
Балкера "панамакс" (BPI) |
1384 |
1626 |
1379 |
821 |
1456 |
Балкера "супрамакс" (BSI) |
953 |
915 |
844 |
498 |
903 |
Балкера "хендисайз" (BHI) |
569 |
510 |
447 |
290 |
508 |
БФИ сухогрузного тоннажа |
1412 |
1516 |
1633 |
783 |
1522 |
Источник: Baltic Exchange
Но все равно этого
оказалось недостаточно, чтобы достичь таких же высоких средних значений, как в
июле-августе с.г. Средний уровень БФИ в сентябре с.г. в размере 1412 пунктов
оказался на 6,9-13,5% ниже, чем в предыдущие два месяца квартала. Зато средний
уровень БФИ в целом по 3-му кварталу почти вдвое выше, чем во 2-м квартале 2020
г., когда фрахтовая конъюнктура существенно просела из-за последствий пандемии COVID-19.
Особенно успешной
3-я декада сентября, как уже отмечалось, оказалась для балкеров "кейпсайз",
для которых индекс BCI подскочил с
1818 до 3091 пункта или на 70%. Тем не менее среднее значение индекса BCI в сентябре, составив 2179 пунктов,
было на 7,5% ниже, чем в августе и на 27,9% меньше, чем в июле с.г. А вот по
итогам 3-го квартала среднее значение BCI,
достигнув 2526 пунктов, превысило аналогичный показатель 2-го квартала в 2,23
раза.
Волатильность
Балтийских фрахтовых индексов в сентябре 2020 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
3091 |
1604 |
999 |
591 |
1725 |
Минимум |
1818 |
1296 |
912 |
553 |
1267 |
Среднее |
2179 |
1384 |
953 |
569 |
1412 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,70 |
1,24 |
1,10 |
1,07 |
1,36 |
Количество смен тренда |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
¯ |
4 |
1 |
1 |
– |
1 |
Показатели
рассчитаны автором
Средний
заработок балкеров различного типоразмера в сентябре 2020 г.
USD/сут.
Типоразмер
балкеров |
01.09.2020 |
17.09.2020 |
30.09.2020 |
Балкера "кейпсайз" |
18044 |
15875 |
25631 |
Балкера "панамакс" |
14439 |
10412 |
12367 |
Балкера "супрамакс" |
10537 |
10226 |
10943 |
Балкера "хендисайз" |
8288 |
8009 |
8544 |
Соотношение ставок
"кейпсайз"/"панамакс" |
1,25 |
1,52 |
2,07 |
Источник: Sea Sure
Из-за весьма высокой
волатильности средний заработок "кейпсайзов" в сентябре колебался в
достаточно широком диапазоне 15250-25650 USD/сут. Если в начале сентября ставки
на перевозку железной руды "кейпсайзами" из Тубарао (Бразилия) на
Циньдао (Китай) составляли порядка 17-18 USD/сут., то в конце месяца они
поднялись до 20-21 USD/сут. Перевозка партии руды из Южного на Китай «кейпсайзом»
дедвейтом 169159 т постройки 2000 г. обошлась фрахтователю CLASSIC в 42500 USD/сут. Отметим также, что «кейпсайзы» оказались единственной
категорией балкеров, для которой спотовые ставки в конце сентября 2020 г. были
выше, чем в аналогичном периоде 2019 г.
В отличие от "кейпсайзов",
для "панамаксов" 3-я декада сентября не смогла компенсировать падения
ставок, произошедшего на протяжении первых двух декад месяца. По этой причине
индекс BPI для "панамаксов", выйдя на отметку в 1374 пункта в конце
сентября, оказался на 14,3% ниже, чем в начале месяца. Среднее значение BPI в
сентябре составило 1384 пункта, что, хотя и соответствует июльскому показателю,
но на 17,5% ниже августовского. Но в целом по 3-му кварталу среднее значение BPI на
уровне 1456 пунктов оказалось, по известным причинам, на 77,3% выше, чем во 2-м
квартале 2020 г.
Средний заработок "панамаксов",
составлявший в начале сентября порядка 14450 USD/сут., в конце 2-й декады
снизился до 10200 USD/сут. и завершил месяц на отметке в 12370 USD/сут. При
этом, если в начале сентября средний заработок "панамаксов" отставал
от "кейпсайзов" на 25%, то в конце месяца этот разрыв достигал уже
более, чем двукратной величины.
В конце сентября
ставки для "панамаксов" в круговых трансатлантических и транс
тихоокеанских рейсах почти не отличались и составляли порядка 12000-12200 USD/сут.
А вот на плече Континент – Д.Восток они уже превышали 21200 USD/сут.
Показательно, что освободившийся в Адене современный "панамакс" был
подан на Черное море с последующим рейсом на Китай по ставке 15750 USD/сут.,
что, по мнению брокеров, в целом правильно отражает состояние фрахтовой
конъюнктуры для данного типоразмера тоннажа.
Волатильность индекса
BSI для балкеров "супрамакс" в сентябре не превысила 10%. Начав
месяц на отметке в 958 пунктов, BSI завершил сентябрь на уровне в 995 пунктов,
показав прирост на 3,9%. Среднее значение индекса BSI в сентябре
достигло 953 пункта, что на 4,2-12,9% больше, чем в августе и июле с.г. В целом
же по итогам 3-го квартала среднее значение BSI составило 903
пункта, что на 81,3% выше, чем во 2-м квартале. Средний уровень ставок для "супрамаксов"
в сентябре находился в пределах 10000-11000 USD/сут. При этом в конце сентября
ставки для "супрамаксов" в круговых транс тихоокеанских рейсах составляли
порядка 10000 USD/сут. На плече Мекс. залив США – Континент они достигали 15550
USD/сут., Средиземноморье – Д.Восток – 20750 USD/сут. и Мекс. залив США –
Д.Восток – 24500 USD/сут. В рейсах с Черного моря на Средиземноморский регион "супрамаксы"
могли претендовать на ставки в размере 11250-11750 USD/сут. А вот с Черного
моря на Читтагонг один из судовладельцев затребовал сразу 27000 USD/сут., что
вряд ли нашло понимание у фрахтователей.
Наибольшей
стабильностью в сентябре отличался индекс BHI для балкеров "хендисайз",
колебания которого не превышали 7%. В конце сентября индекс BHI достиг 591 пункта, что всего на 20 пунктов или 3,5% больше, чем в
начале месяца. Среднее значение индекса BHI в сентябре
составило 569 пунктов, что на 11,5-27,3% выше, чем в июле-августе. По итогам
3-го квартала средний уровень BHI составил 508 пунктов, что на 75,2% превышает
показатель 2-го квартала.
Средний заработок "хендисайзов"
дедвейтом 28000 т в сентябре не превышал 8000-8550 USD/сут., а дедвейтом 38000
т – 9800-10550 USD/сут. При этом в сентябре наблюдалась достаточно необычная
ситуация, когда ставки на трансатлантические перевозки в прямом и обратном
направлениях имели весьма небольшой разбег значений в пределах 12000-13500 USD/сут.
Обычно же ставки на плече Бразилия – Континент и Мекс. залив США – Континент
существенно выше, чем в обратном направлении. Подобная ситуация обусловлена
активным спросом на "хендисайзы" в регионе Северного и Балтийского
морей. К примеру, "хендисайз" дедвейтом 34000 т на плече Балтика – Алжир
в конце сентября претендовал на ставку в 19500 USD/сут., а дедвейтом 38000 т на
плече Континент – Марокко – 20000 USD/сут.
В Черноморском
регионе "хендисайз" дедвейтом
38000 т был отфрахтован в рейс из Констанцы на Мекс. залив США по ставке в
10000 USD/сут., а "хендисайз" дедвейтом 34000 т в рейсе на Бангладеш
заработал весьма внушительные 23000 USD/сут.
Средний
заработок "хендисайзов" по основным
направлениям
перевозок в
USD/сут.
Направление
перевозок |
Начало сентября |
Конец сентября |
Разница, (+) (–) |
Континент – Бразилия |
12907 |
12371 |
-536 |
Континент – Вост. поб. США |
13507 |
12664 |
-843 |
Бразилия – Континент |
12028 |
12872 |
+844 |
Мекс. залив США – Континент |
12443 |
13129 |
+686 |
ЮВА – Австралия – Япония |
8472 |
9188 |
+716 |
Круговой транс тихоокеанский рейс |
7516 |
7875 |
+359 |
Источник: ALLIED
Динамика China Import Dry Bulk Freight
Index (CIDBI)
в сентябре 2020 года
Индекс CIDBI |
Начало сентября |
Конец сентября |
Изменение (+) (–) |
Консолидированный CIDBI |
886,99 |
924,48 |
+37,49 |
в т. ч. железная руда |
910,05 |
997,40 |
+87,35 |
никелевая руда |
929,40 |
982,53 |
+53,13 |
уголь |
760,03 |
759,21 |
-0,82 |
соя |
977,45 |
934,25 |
-43,20 |
Источник: SSE
Изменение
ставок на перевозку сои на Китай на основных импортных маршрутах в сентябре 2020
года
USD/т
Направление перевозок |
Размер партии, т |
Начало сентября |
Конец сентября |
Изменение (+) (–) |
Сантос (Бразилия) – Сев. Китай |
60000 |
32,81 |
31,18 |
-1,63 |
Мекс. Залив США – Сев. Китай |
66000 |
44,08 |
42,22 |
-1,86 |
Мекс. Залив США – Сев. Китай |
55000 |
46,14 |
44,59 |
-1,55 |
Источник: SSE
Влияние зерновых
отгрузок на фрахтовый рынок можно оценить на примере двух стран: Китая и
Египта. В первом случае ослабление отправок сои из Бразилии (за первые три
недели сентября объемы упали с 5,0 до 2,92 млн. т или на 42%) привело к тому,
что рассчитываемый Шанхайской фрахтовой биржей (SSE) индекс CIDBI для этого груза в сентябре снизился на 43,2
пункта или 4,4% на фоне того, что для никелевой и железной руды он вырос на
5,7% и 9,6% соответственно. А непосредственно фрахтовые ставки на перевозку сои
из Бразилии на Китай в сентябре снизились на 1,63 USD/т или 5,0%. Совсем иная
картина наблюдалась на тендерах GASC в Египте при закупках пшеницы.
Оценка
транспортной составляющей в цене C&F пшеницы на проходивших в
сентябре
Трейдер |
Страна-производи-тель |
Размер тендерной партии, т |
Цена FOB, USD/т |
Фрахт, USD/т |
Цена C&F, USD/т |
Доля фрахта в цене, % |
POSCO |
РФ |
60000 |
234,99 |
13,25 |
248,24 |
5,34 |
CASILLO |
Польша |
60000 |
228,43 |
20,80 |
249,23 |
8,35 |
SOLARIS |
РФ |
60000 |
235,98 |
13,25 |
249,23 |
5,32 |
GEMCORP |
РФ |
55000 |
237,68 |
14,25 |
251,93 |
5,66 |
LOUIS
DREYFUS |
РФ |
55000 |
237,74 |
14,89 |
252,63 |
5,89 |
CARGILL |
РФ |
55000 |
239,00 |
14,60 |
253,60 |
5,76 |
LOUIS
DREYFUS |
Украина |
60000 |
238,94 |
14,17 |
253,11 |
5,60 |
Источник: морская
периодика
Представительные рейсовые ставки на перевозку
зерновых грузов
балкерным
тоннажем в сентябре 2020 года
Направление перевозки |
Размер грузовой партии, т |
Ставки фрахта, USD/т
|
Новороссийск – Мерсин |
15000 |
16,00-17,00 |
Черное море – Континент |
17000* |
30,00-31,00 |
Черноморск – 2п. Франции |
24000* |
23,00-24,00 |
Николаев – Тунис |
25000 |
25,00-27,00 |
Новороссийск – Александрия |
25000 |
12,75-14,00 |
Николаев – Испания |
30000 |
15,00 |
Балтика – Марокко |
30000 |
28,00 |
Констанца – Египет |
30000 |
12,00-13,00 |
Николаев – Китай |
35000 |
43,00-45,00 |
Черное море – Коломбо |
44000 |
33,00-38,00 |
Балтика – Вост. Африка |
55000 |
42,00 |
* – подсолнечник
Источник: котировки брокеров
Активизация продаж
зерна нового урожая здесь привела к тому, что, несмотря на рост цены FOB, фрахтовая составляющая в цене C&F для причерноморской
пшеницы составляла 5,32-5,89%, а для польской – 8,35%. Имея самую низкую цену FOB, польская пшеница из-за высокой фрахтовой составляющей уступила по
цене C&F зерну из РФ, что лишний раз подчеркивает серьезное влияние стоимости
транспортных услуг на конкурентоспособность продаж. То же самое относится и к
конкурентоспособности причерноморского зерна по сравнению с австралийским на
рынках ЮВА и Индийского субконтинента.
Представительные
ставки на перевозку различных грузов
балкерным
тоннажем в сентябре
Груз/
Направление перевозок |
Размер
партии, т |
Фрахтовая
ставка, USD/т |
Удобрения |
|
|
Джорф Ласфар – Гамбург |
20000 |
17,00-18,00 |
Ванкувер – Китай |
50000 |
20,00 |
Глина |
|
|
Николаев – Равенна |
28000 |
13,00-14,00 |
Металлопрокат |
|
|
Николаев – Ливия |
33000 |
18,00 |
Уголь |
|
|
Новороссийск – Искандерун |
15000 |
13,00 |
Фосфаты |
|
|
Сафи – Польша |
25000 |
10,00-12,00 |
Аннаба – Габес |
30000 |
10,00 |
Источник: Freight
World
Динамика
ставок полугодичного тайм-чартера
для
различных категорий балкеров в 3-м квартале
USD/сут.
Типоразмер балкеров |
Атлантика |
Тихий океан |
||
Начало июля |
Конец сентября |
Начало июля |
Конец сентября |
|
Балкера "кейпсайз" |
20500 |
18000 |
19500 |
17500 |
Балкера "панамакс" |
12750 |
13800 |
12250 |
11750 |
Балкера "супрамакс" |
11000 |
10750 |
10500 |
10500 |
Балкера "хендисайз" |
9000 |
9000 |
8750 |
8500 |
Источник:ALIBRA
Говоря о ставках период-чартера,
следует отметить, что, под влиянием оживившегося в конце сентября спотового рынка,
по данным Intermodal, они вышли на уровень 17250 USD/сут. в годовом
тайм-чартера для «кейпсайзов», 11250 USD/сут. – для «панамаксов», 10500
USD/сут. – для «супрамаксов» и 8750 USD/сут. – для "хендисайзов". В
то же время, если сравнивать индикативные ставки полугодичного тайм-чартера,
рассчитываемые брокерами ALIBRA, в начале июля и в конце сентября 2020 г.,
то видно их ослабление по большинству позиций к концу 3-го квартала. Более
того, проводимое брокерами Banchero Costa сравнение уровня ставок годового
тайм-чартера в конце сентября 2019-2020 гг. показывает, что в нынешнем году они
от 15,7% («панамаксы») до 23,1% ниже.
Изменение
уровня спотовых и ставок годичного тайм-чартера
в
конце сентября 2019-2020 гг.
%
Типоразмер тоннажа |
Спотовые ставки |
Годичный тайм-чартер |
Балкера
"кейпсайз" |
+2,9 |
-23,1 |
Балкера
"панамакс" |
-14,4 |
-15,7 |
Балкера
"супрамакс" |
-23,2 |
-18,2 |
Балкера
"хендисайз" |
-14,6 |
-18,4 |
Источник: ALLIED, Banchero Costa
В отношении рейсов с
балластными бонусами отметим, что для тоннажа, подаваемого в порты Вост. поб. Южной
Америки под последующие перевозки на ЮВА/Д.Восток, их уровень находился в
пределах 410-510 тыс. долл. США для «панамаксов» и 585-685 тыс. долл. США – для
«камсармаксов».
Данные
о рейсах с балластными бонусами в сентябре 2020 г.
Направление
перевозок |
DWT, т |
Тайм-чартерная
ставка, USD/сут. |
Размер
балластного бонуса, USD |
Фрахтователь |
|
Подача |
Сдача |
||||
В.
п. Ю. Америки |
ЮВА |
55600 |
13600 |
360000 |
LDC |
В.
п. Ю. Америки |
Сингапур/
Япония |
63442 |
15150 |
510000 |
Unnamed
Charterer |
В.
п. Ю. Америки |
ЮВА
|
63487 |
14500 |
450000 |
Louis
Dreyfus |
Сантос |
Сингапур/
Япония |
73910 |
14100 |
410000 |
Norden |
В.
п. Ю. Америки |
Сингапур/
Япония |
76036 |
14450 |
445000 |
Cargill |
В.
п. Ю. Америки |
Сингапур/
Япония |
79105 |
14700 |
470000 |
Bunge |
Мекс.
залив США |
Сингапур/
Япония |
81111 |
16850 |
685000 |
Amarante |
Мекс.
залив США |
Сингапур/
Япония |
81963 |
16750 |
675000 |
Hudson |
В.
п. Ю. Америки |
Сингапур/
Япония |
82000 |
15850 |
585000 |
Cofco
Agri |
Источник: BMTI
Представительные
рейсовые тайм-чартерные ставки на сухогрузный тоннаж в сентябре
Район поставки-сдачи тоннажа |
Дедвейт, т |
Год постройки |
Тайм-чартерная ставка, USD/сут. |
Фрахтователь |
Касабланка/ Континент –
Дурбан |
28653 |
2005 |
10300 |
Unnamed Charterer |
Монтоир/Балтика –
Испания* |
32385 |
2003 |
12500 |
UNION BULK |
Фредрикштад/Балтика –
Вост. поб. Юж. Америки |
33190 |
2015 |
11000 |
Unnamed Charterer |
Чанаккале/ Черное море –
Марокко |
33261 |
2010 |
10500 |
ТКВ |
Алжир/Балтика –
Марокко* |
33399 |
2010 |
13500 |
SEALIFT |
Балтика – Алжир |
33694 |
2010 |
15000 |
NOVA MARINE CARRIERS |
Вила до Конде –
Норвегия |
35000 |
н.д. |
14500 |
WBC |
Гринор – Вост. Средиземноморье*****
|
35916 |
2011 |
13500 |
OLDENDORFF |
Дюнкерк – Абиджан |
36612 |
2012 |
15250 |
SOMETRA |
Касабланка/ Балтика – Вост.
Средиземноморье***** |
37187 |
2012 |
13500 |
NORDEN |
Милос – Континент |
37212 |
2013 |
9850 |
PACBASIN |
Брейк – Индия |
37268 |
2009 |
18500 |
BAI |
Мекс. залив США – Зап.
поб. Центр. Америки |
37397 |
2012 |
23500 |
PACIFIC BASIN |
Констанца – Мекс. залив
США* |
37567 |
2015 |
10000 |
Unnamed Charterer |
Отранто/ Черное море –
Вост. поб. Юж. Америки |
38603 |
2017 |
12000 |
PRIMA |
Лулеа/Балтика – Зап.
Африка* |
38668 |
2015 |
17500 |
NOVA MARINE CARRIERS |
Дордрехт – Вост. поб. США |
38762 |
2015 |
14750 |
CLIPPER |
Мекс. залив США –
Континент* |
39959 |
2018 |
15000 |
BERGE BULK |
Ванино – Юж. Корея**** |
43596 |
1994 |
7750 |
Unnamed Charterer |
Валенсия/Сев. Франция –
Турция***** |
52994 |
2003 |
13000 |
Unnamed Charterer |
Гижон – Вост. Средиземноморье***** |
53361 |
2009 |
15000 |
XO SHIPPING |
Норфолк – Средиземное
море |
53474 |
2009 |
12500 |
Unnamed Charterer |
Немрут Бей – Зап.
Африка |
55426 |
2004 |
16000 |
NORVIC |
Испания (Сред. море) –
Зап. Африка |
55659 |
2011 |
20500 |
EMIRATES BULK |
Гамбург /Балтика –
Немрут Бей***** |
55779 |
2016 |
16500 |
WHITELAKE SHIPPING |
Алжир/ Джен Джен –
Абиджан |
55816 |
2014 |
17000 |
NORDEN |
Немрут Бей – Зап.
Африка****** |
55884 |
2014 |
14750 |
NORDIC |
Джен Джен – Вост. поб.
Юж. Америки |
56621 |
2013 |
10250 |
CENTURION |
Континент – Вост. Средиземноморье***** |
56925 |
2011 |
15750 |
Unnamed Charterer |
Роттердам – Вост. Средиземноморье
|
57593 |
2015 |
15500 |
Unnamed Charterer |
Паскагоула –
Египет******* |
57905 |
2014 |
16000 |
АВТ |
Балтика – Турция***** |
57949 |
2013 |
19500 |
Unnamed Charterer |
Мекс. залив США – Черное
море |
58000 |
н.д. |
14000 |
COSCO |
Континент – Турция***** |
58032 |
2012 |
18500 |
LAURITZEN |
Мекс. залив США –
Индия******* |
58634 |
2016 |
23000 |
BUNGE |
Пассеро – Япония |
60000 |
2016 |
26500 |
BUNGE |
Континент/Балтика –
Вост. поб. Юж. Америки |
60437 |
2016 |
13000 |
LIGHTHOUSE |
Чанаккале/ Черное море –
Зап. поб. Индии |
61415 |
2016 |
28500 |
AQUAVITA |
Деринсе – Персидский
залив |
61527 |
2011 |
28000 |
NORDEN |
Эрегли – Юж. Корея |
61612 |
2015 |
24000 |
CARGILL |
Континент – Вост. поб.
Юж. Америки |
62000 |
н.д. |
13500 |
SWIRE BULK |
Гамбург – Мекс. залив
США |
63000 |
2020 |
12000 |
NORVIC |
Чанаккале/ Черное море –
ЮВА |
63375 |
2016 |
24500 |
UNICARGO |
Гибралтар/Балтика –
Китай******* |
63522 |
2017 |
23000 |
EVOMARINE |
Констанца – Д. Восток |
63537 |
2015 |
22000 |
COSMOTRADE |
Чанаккале/ Черное море –
Таиланд |
73800 |
2004 |
23500 |
ADMI |
Роттердам – Скау/Гибралтар
|
75337 |
2014 |
9500 |
ATLANTIC COAL& BULK |
Порт Саид /Черное море –
Сингапур/Япония |
75411 |
2005 |
23250 |
COMMERGE |
Гамбург/Балтика – Скау/Гибралтар
|
75444 |
2011 |
9250 |
ATLANTIC COAL& BULK |
Исдемир/ Черное море –
Континент |
77126 |
2014 |
11000 |
NORDEN |
Иммингхэм/ Сев. Франция
– Китай |
77326 |
2006 |
23000 |
NOVA MARINE |
Сев. поб. Юж. Америки –
Испания* |
78087 |
2012 |
16000 |
QUADRA COMMODITIES |
Джорф Ласфар/ Камсар –
Стаде******** |
78103 |
2012 |
9500 |
OLDENDORFF |
Итакуи – Скау-Испания* |
80655 |
2011 |
18000 |
OLDENDORFF |
Дюнкерк/ Балтика –
Континент |
81200 |
2016 |
10500 |
NORDIC |
Порт Саид /Черное море –
Сингапур/Япония |
81640 |
2012 |
24000 |
COMMERGE |
Чанаккале/ Черное море –
Сингапур/Япония |
81715 |
2015 |
24500 |
CARGILL |
Порт Саид /Черное море –
Сингапур/Япония |
81834 |
2019 |
24500 |
CARGILL |
Порт Саид /Черное море –
Китай |
81962 |
2020 |
25500 |
EVOMARINE |
Свиноустье/ Балтика –
Турция**** |
87052 |
2005 |
15250 |
NORDIC |
Южный – Сингапур/Япония |
169159 |
2000 |
42500 |
CLASSIC |
* – c зерном Источник: котировки брокеров
** – c удобрениями ***** – c металлоломом
*** – c сахаром ****** – c цементом
**** – c углем ******* – c коксом ******** – c бокситами
Представительные
ставки рейсового фрахтования сухогрузного тоннажа
в сентябре
2020 г.
Направление перевозки |
Размер грузовой партии, т |
Норма погрузки/ выгрузки, т/сут. |
Базис ставки |
Фрахтовая ставка, долл.
США/т |
Фрахтователи |
Зерно |
|
|
|
|
|
Мекс. залив США – Китай |
66000 |
10000/8000 |
FIO |
41,75 |
OLDENDORFF |
Мочевина |
|
|
|
|
|
Адабия – Мундра |
5000 |
60000/30000 |
FIO |
17,86 |
RCF |
Ситра, Бахрейн – Нью
Мангалор |
30000 |
60000/80000 |
FIO |
13,15 |
RCF |
Рувайс – Мундра |
45000 |
6000/10000 |
FIO |
10,44 |
RCF |
Бокситы |
|
|
|
|
|
Камсар – Сан Киприан |
59000 |
24000/15000 |
FIO |
7,50-10,50 |
COBELFRET |
Камсар – Фос |
61000 |
24000/15000 |
FIO |
8,75 |
PACSHIP UK |
Руда |
|
|
|
|
|
Нарвик – Гамбург |
75000 |
50000/35000 |
FIO |
4,80 |
SALZGITTER |
Нарвик – Эрегли |
150000 |
SCALE/37000 |
FIO |
10,00 |
ERDEMIR |
Порт Картье –
Кимитсу+Оита |
150000 |
60000/55000 |
FIO |
22,00 |
ARCELOR MITTAL |
Порт Картье – Ланшан |
150000 |
60000/30000 |
FIO |
28,50 |
ARCELOR MITTAL |
Тубарао – Мисурата |
150000 |
3 сут./12500 |
FIO |
13,50 |
VALE |
Зап. Африка – Циньдао |
170000 |
3 сут./30000 |
FIO |
18,99 |
GLENCORE |
Понта да Мадейра –
Исдемир+Эрдемир |
170000 |
SCALE/50000-31000 |
FIO |
9,55 |
ERDEMIR |
Порт Судесте – Циньдао |
170000 |
60000/30000 |
FIO |
16,40 |
MUSA |
Порт Судесте – Циньдао |
170000 |
80000/30000 |
FIO |
17,00 |
TRAFIGURA |
Семь Островов – Циньдао |
170000 |
80000/30000 |
FIO |
19,50 |
GLENCORE |
Тубарао – Циньдао |
170000 |
80000/30000 |
FIO |
15,15-16,35 |
VALE |
Тубарао – Циньдао |
170000 |
3 сут./30000 |
FIO |
15,85-21,00 |
OLDENDORFF, PAN OCEAN, |
Уголь |
|
|
|
|
|
Бейра –
Визагхапатнам-Парадип |
38000 |
18000/14000 |
FIO |
22,00 |
SAIL |
Клайпеда – Роттердам |
70000 |
2,5 сут./2,5 сут. |
FIO |
6,54 |
ROGESA |
Мурманск – Роттердам |
75000 |
18000/25000 |
FIO |
6,50 |
GOLDEN OCEAN |
Норфолк – Прайя Моле |
75000 |
25000/20000 |
FIO |
10,00 |
ARCELOR MITTAL |
Шахтерск – Таеан |
78000 |
20000/22000 |
FIO |
4,40 |
КЕРСО |
Норфолк – Джинтанг |
130000 |
SCALE/30000 |
FIO |
29,50 |
XCOAL |
Ванино – Янг Хеунг |
150000 |
20000/21845 |
FIO |
4,75 |
КЕРСО |
Балтимор – Кандла |
150000 |
SCALE/30000 |
FIO |
24,25 |
SSOE |
Источник: фрахтовые
брокеры
Коастеры и суда "река-море"
На рынке коастерного
тоннажа в сентябре
Рассчитываемый
брокерами BMTI композитный индекс EUSSIX для
коастеров в сентябре вырос с 15,19 до 16,41 пункта или на 8%. В то же время, от
аналогичного периода минувшего года индекс EUSSIX отстает на 3,99 пункта или почти на 20%.
Динамика European Short Sea Index (EUSSIX)
Регион |
Конец сентября 2020 г. |
Конец августа 2020 г. |
Конец сентября 2019 г. |
Северная Европа |
17,17* |
16,33* |
21,58* |
Средиземноморье |
18,53** |
17,41** |
23,38** |
Азовское море |
21,81** |
18,19** |
19,08** |
Черное море |
13,67** |
13,42** |
15,83** |
Композитный индекс EUSSIX |
16,41 |
15,19 |
20,40 |
* – Евро/т Источник: BMTI
** – USD/т
В североевропейском
регионе индекс EUSSIX за
рассматриваемый период вырос на 0,84 Евро/т или 5,1%. А вот отставание от
прошлогоднего уровня составляет уже 4,41 Евро/т или 20,4%.
В сентябре перевозки
традиционных партий груза с Зап. поб. Великобритании на Верхнюю Балтику
обходились фрахтователям в 13-14 Евро/т, а с Континента на Клайпеду – в 17-18
Евро/т и примерно столько же в обратном направлении. А в направлении Балтика
(Германия) – Турецкое Средиземноморье ставки достигали даже 40 USD/т. В направлении Континент – Испанское Средиземноморье
ставки были пониже и составляли порядка 27-28 Евро/т.
Торговую активность
в регионе осложняют Brexit, COVID-19 и обусловленное этим фактором снижение ВВП
европейских стран и их партнеров. Поэтому судовладельцы после сентябрьской
стагнации рынка с надеждой смотрят на октябрь, ожидая его укрепления, благодаря
достижению баланса между спросом и предложением.
В Средиземноморском
регионе в сентябре с.г. индекс EUSSIX вырос с 17,41 до 18,53 USD/т или на 6,4%.
Однако по сравнению с годом ранее ставки все еще остаются ниже на 4,85 USD/т
или 20,7%.
Брокеры отмечают,
что ставки на перевозку 3000 т овса из Таррагоны на Патраш в рассматриваемом
периоде составляли порядка 17,50-18,50 USD/т, а 5000 т удобрений из Дамьетты на
Равенну – 14-15 USD/т. Перевозка такой же партии генгруза со Средиземноморской
Испании на Ирландию обходились
фрахтователям в 26 Евро/т.
Самый минимальный
прирост в рассматриваемом периоде индекс EUSSIX показал в Черноморском регионе, где он прибавил всего 0,34 USD/т или 1,9%. При этом отставание от
прошлогоднего уровня составило 2,16 USD/т или 13,6%. Ставки на внутричерноморские
перевозки зерна партиями 5000 т составляли в сентябре порядка 13-14 USD/т.
Стагнировал в
сентябре с.г. и Каспийский регион, где ставки на плече Астрахань – Иран сохранялись на уровне 18-19 USD/т.
Уровень
фрахтовых ставок на перевозку зерновых грузов (sf≤47') партиями 3000 т из портов
Ростов-на-Дону и Ейск в конце сентября 2020 г.
Регион назначения |
Фрахтовая ставка, USD/т |
|
Из
Ростова-на-Дону |
Из Ейска |
|
Южное
и Восточное Черноморье |
19,00-20,00 |
18,50-19,50 |
Мраморное
море |
21,00-22,00 |
20,50-21,50 |
Немрут
Бей |
24,00-25,00 |
23,50-24,50 |
Восточное
побережье Греции |
25,00-26,00 |
24,50-25,50 |
Мерсин |
33,00-34,00 |
32,50-33,50 |
Итал.
Адриатика |
35,00-36,00 |
34,50-35,50 |
Израиль |
35,00-36,00 |
34,50-35,50 |
Ливан |
34,00-35,00 |
33,50-34,50 |
Египет |
34,00-35,00 |
33,50-34,50 |
Западное
побережье Италии |
38,00-39,00 |
37,50-38,50 |
Источник: RUFCO
Индекс EUSSIX для Азовского
региона в сентябре вырос с 18,19 до 21,81 USD/т, прибавив 19,9%. При этом
Азовское море явилось единственным регионом, где нынешний уровень ставок
оказался выше прошлогоднего. Помимо зерна, подпитку рынку давали здесь уголь,
минералы и металлопрокат.
Но, несмотря на
отмеченный выше рост, и в Азовском регионе все было не так просто для
судовладельцев, о чем свидетельствует чрезвычайно высокая волатильность
фрахтовых ставок даже на коротком плече. К примеру, достигавшие 23 USD/т ставки
на перевозку 3000 т пшеницы из Ростова на Мраморное море снизились к концу сентября до 20-21 USD/т при том, что
некоторые судовладельцы соглашались осуществить подобные перевозки и за 18 USD/т,
лишь бы загрузить свой тоннаж. Данное обстоятельство обусловлено царящей в
данном сегменте коастерного рынка неопределенностью, вызванной напряженностью
между РФ и Турцией из-за эскалации армяно-азербайджанского военного конфликта в
Нагорном Карабахе. Именно от урегулирования этого конфликта будет зависеть
ситуация в Азово- Черноморском (да и Каспийском) сегментах коастерного рынка в 4-м квартале 2020 г.
Представительные
фрахтовые котировки
для
судов «река-море» и «коастеров» в сентябре
Порты |
Размер грузовой партии, т |
Фрахтовая ставка, USD/т |
||
погрузки |
выгрузки |
|||
Зерно (включая жмыхи и отруби) |
||||
Констанца |
Бандырма |
3000 (72') |
13,80 |
|
Рени |
Мрам. море |
3000 (80') |
23,00 |
|
Азов |
Израиль |
4000 (72') |
42,00 |
|
Ейск |
Вост. поб.
Греции |
4000 (60') |
26,00 |
|
Ейск |
Мрам. море |
4000 (58') |
21,00-24,00 |
|
Галац |
Израиль |
5000 (53') |
19,50 |
|
Николаев |
Мерсин |
5000 (50') |
19,00 |
|
Николаев |
Мерсин |
5000 (54') |
19,00 |
|
Николаев |
Мрам. море |
5000 (50') |
13,50-15,00 |
|
Рени |
Израиль |
5000 (52') |
19,00 |
|
Рени |
Кипр |
5000 (54') |
19,00 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 (56') |
18,00-20,00 |
|
Херсон |
Измир |
5000 (49') |
17,00 |
|
Пшеница |
||||
Порт Ла
Нувель |
Патрас |
2700 |
14,00 |
|
Темрюк |
Мрам. море |
3000 |
16,50-18,00 |
|
Констанца |
Пирей |
3300 |
13,50 |
|
Азов |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
33,00-36,00 |
|
Азов |
Мерсин |
5000 |
30,00-36,00 |
|
Азов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
17,50-19,00 |
|
Галац |
Израиль |
5000 |
19,00 |
|
Ейск |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
30,00-35,00 |
|
Ейск |
Измир |
5000 |
22,00-23,00 |
|
Ейск |
Испания
(Сред. море) |
5000 |
38,00 |
|
Ейск |
Итал.
Адриатика |
5000 |
30,00-34,00 |
|
Ейск |
Мерсин |
5000 |
29,00-31,00 |
|
Ейск |
Мрам. море |
5000 |
18,50-21,00 |
|
Ейск |
Неаполь |
5000 |
35,00 |
|
Ейск |
Турция
(Черное море) |
5000 |
17,00-18,00 |
|
Мариуполь |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
18,50-20,00 |
|
Мариуполь |
Ливан |
5000 |
19,00 |
|
Николаев |
Мерсин |
5000 |
19,00 |
|
Николаев |
Мрам. море |
5000 |
13,50 |
|
Новороссийск |
Мерсин |
5000 |
18,00 |
|
Одесса |
Мерсин |
5000 |
17,00-19,00 |
|
Одесса |
Мрам. море |
5000 |
12,00-13,00 |
|
Ростов |
Измир |
5000 |
22,50-25,00 |
|
Ростов |
Итал.
Адриатика |
5000 |
33,00-36,50 |
|
Ростов |
Мрам. море |
5000 |
19,50-23,00 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
18,00-20,00 |
|
Сплит |
Радес |
5000 |
11,00 |
|
Таганрог |
Измир |
5000 |
20,50-23,00 |
|
Таганрог |
Итал.
Адриатика |
5000 |
33,00 |
|
Таганрог |
Мрам. море |
5000 |
18,00 |
|
Варна |
Израиль |
7700 |
16,00 |
|
Мариуполь |
Израиль |
7700 |
18,00 |
|
Бердянск |
Мрам. море |
10000 |
12,50 |
|
Одесса |
Израиль |
10000 |
16,00-17,00 |
|
Подсолнечник |
||||
Азов |
Мерсин |
4000 (88') |
46,00 |
|
Ростов |
Мрам. море |
4000 (88') |
29,00-32,00 |
|
Рапс |
||||
Сантандер |
Ливерпуль |
5000 |
14,50 |
|
Сельхозпродукция |
||||
Констанца |
Равенна |
4500 |
17,00-22,00 |
|
Дамьетта |
Равенна |
5000 |
13,50 |
|
Удобрения |
||||
Габес |
Черноморск |
3000 |
17,00 |
|
Самсун |
Николаев |
3000 |
9,00-13,50 |
|
Новороссийск |
Цейхан |
3300 |
20,00-24,00 |
|
Поти |
Манфредония |
3300 |
25,50 |
|
Неа Карвали |
Констанца+Мидия |
4400 |
13,00 |
|
Констанца |
Сфакс |
5000 |
18,00 |
|
Габес |
Искандерун |
10000 |
8,00 |
|
Джорф
Ласфар |
Мрам. море |
10000 |
11,50 |
|
Соль |
||||
Суссе |
Порто
Эмпедокл |
3000 |
12,00 |
|
Сода |
||||
Деринсе |
Порто
Маргера |
4000 |
20,00 |
|
Минералы |
||||
Дамьетта |
Порто
Ногаро |
3000 |
15,00 |
|
Дуррес |
Порто
Маргера |
3000 |
11,00 |
|
Искандерун |
Констанца |
3000 |
12,50 |
|
Мерсин |
Милос |
3000 |
10,00 |
|
Чивитавеккия |
Мрам. море |
3000 |
15,00 |
|
Галац |
Сардиния |
5000 |
21,00 |
|
Южный |
Итал.
Адриатика |
5000 |
19,00-21,00 |
|
Сфакс |
Бургас |
5500 |
14,50 |
|
Деринсе |
Савона |
5800 |
15,30 |
|
Генгруз |
||||
Вост. поб.
Великобритании |
Зап. поб.
Швеции |
3000 |
EURO 12,00 |
|
Континент |
Вост. поб.
Великобритании |
3000 |
EURO 11,50 |
|
Мерсин |
Темрюк |
3000 |
14,00 |
|
Мрам. море |
Черноморск |
3000 |
10,00-13,50 |
|
Неаполь |
Таррагона |
3000 |
13,50 |
|
Нижняя
Балтика |
Вост. поб.
Великобритании |
3000 |
EURO 17,00 |
|
Континент |
Сев.
Испания |
3500 |
EURO 14,00 |
|
Сев.
Испания |
Зап. поб.
Великобритании |
3500 |
EURO 14,00 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Нижняя
Балтика |
4000 |
EURO 10,50 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Сев.
Испания |
4000 |
EURO 14,50 |
|
Континент |
Ирландия |
4000 |
EURO 14,00 |
|
Порто
Маргера |
Мисурата |
4000 |
15,00 |
|
Центр. Средиземноморье |
Ирландия |
4000 |
EURO 23,50 |
|
Юж. поб.
Великобритании |
Нижняя
Балтика |
4000 |
EURO 12,00 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Бискайский
залив |
5000 |
EURO 14,00 |
|
Зап. поб.
Великобритании |
Континент |
5000 |
EURO 11,50 |
|
Нижняя
Балтика |
Вост. Средиземноморье |
5000 |
EURO 38,50 |
|
Зап. поб.
Великобритании |
Адриатика |
6000 |
EURO 25,50 |
|
Сев.
Испания |
Континент |
8000 |
EURO 8,00 |
|
Сев.
Испания |
Гент-Нант |
8000 |
EURO 9,50 |
|
Металлопрокат |
||||
Бизарте |
Аннаба |
3000 |
10,80 |
|
Пьомбино |
Александрия |
3000 |
22,25 |
|
Деринсе |
Антверпен |
3250 |
35,00 |
|
Гижон |
Суссе |
4000 |
25,50 |
|
Цингели |
Констанца |
4500 |
8,00-10,50 |
|
Новороссийск
|
Мрам. море |
5000 |
11,50-12,75 |
|
Галати |
Диличкелези |
5500 |
12,75 |
|
Новороссийск
|
Мрам. море |
6000 |
12,00 |
|
Одесса |
Мрам. море |
6000 |
12,50 |
|
Темрюк |
Мрам. море |
6000 |
16,50-17,00 |
|
Новороссийск
|
Измит+Текирдаг |
7000 |
11,00 |
|
Металлолом |
||||
Бизерте |
Немрут |
2300 |
19,30 |
|
Ливан |
Волос |
2500 (70') |
19,30 |
|
Риека |
Немрут |
3500 (65') |
14,25-17,00 |
|
Ростов |
Мрам. море |
4000 (60') |
25,00-27,00 |
|
Алюминий |
||||
Новороссийск
|
Мрам. море |
2600 |
15,75 |
|
Темрюк |
Мрам. море |
3000 |
15,00-17,00 |
|
Новороссийск
|
Измир+Чалкис |
4200 |
15,00 |
|
Новороссийск
|
Мрам. море |
5250 |
10,50 |
|
Цинк |
||||
Авилес |
Генуя |
5100 |
26,00 |
|
Клинкер |
||||
Фаро |
Агадир |
4600 |
12,00 |
|
Мерсин |
Салерно |
5500 |
13,50 |
|
Глина |
||||
Николаев |
Мрам. море |
9000 |
8,80 |
|
Цемент |
||||
Габес |
Чивитавеккия |
3000 |
13,00 |
|
Мерсин |
Аликанте |
3000 |
14,00 |
|
Полевой шпат в биг-бэгах |
||||
Гуллюк |
Херсон |
3000 |
9,00-11,00 |
|
Гуллюк |
Александрия |
4700 |
9,00 |
|
Доломит |
||||
Бильбао |
Фос |
10000 |
12,80 |
|
Щепа |
||||
Новороссийск
|
Мрам. море |
3000 (55') |
12,00 |
|
Уголь |
||||
Азов |
Искандерун |
5000 |
29,00 |
|
Ростов |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
31,00 |
|
Ростов |
Искандерун |
5000 |
28,00-31,00 |
|
Ростов |
Итал.
Адриатика |
5000 |
33,00 |
|
Ростов |
Мрам. море |
5000 |
18,00-20,00 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
16,00-19,00 |
|
Таганрог |
Итал.
Адриатика |
5000 |
29,00-32,00 |
|
Темрюк |
Бургас |
5000 |
15,00 |
|
Туапсе |
Зонгулдак |
8000 |
6,00 |
|
Источник: Фрахтовые
котировки брокеров
Рынок новостроя
В условиях порожденной
пандемией COVID-19 рецессии и дальнейшей неопределенностью
развития ситуации, судовладельцы весьма неохотно вкладывали деньги в новострой.
Как результат, за первые 8 месяцев 2020 г. контрактная активность при заказах
на балкерный новострой снизилась на 59,1%. В общей сложности было
заказано всего 102 новых балкера суммарным
дедвейтом 7,5 млн. т. Наибольшей популярностью пользовались «ультрамаксы» и
«супрамаксы», которых было заказано 62 единицы общим дедвейтом 3,5 млн. т.
Среди новых контрактов можно выделить также 10 «ньюкаслмаксов» дедвейтом около
210 тыс. т каждый, заказанных китайскими лизинговыми домами.
Сентябрьская палитра
заказов на балкера также представлена в основном «ультрамаксами» плюс четырьмя
(и еще 4 в опционе) «камсармаксами». Кроме того, компания EASTERN PACIFIC заказала на разных верфях 5 «ньюкаслмаксов» дедвейтом 209 тыс. т и
стоимостью 66 млн. долл. США каждый с поставкой в 2022 г.
Всего же, по данным ATHENIAN SHIPBROKERS, по состоянию на конец сентября 2020 г. в
мировом портфеле заказов находилось 658 балкеров общим дедвейтом 62,7 млн. т, в
т.ч. 142 «кейпсайза» (dwt 32
млн. т), 184 «камсармакса» (dwt
15,2 млн. т), 203 «супрамакса» (dwt
11,5 млн. т) и 129 «хендисайзов» (dwt
4 млн. т).
Контрактные цены на
постройку балкеров на верфях Японии/Юж. Кореи в сентябре 2020 г. не претерпели
каких-либо существенных изменений по сравнению с августом и составляли порядка
46,7 млн. USD для «кейпсайзов» (dwt 185000 т), 25,9 млн. USD – для «камсармаксов» (dwt
83000 т), 24,1 млн. USD –
для «ультрамаксов» (dwt
64000 т) и 23,0 млн. USD – для «хендисайзов» (dwt 35000 т).
Представительные
заказы на новострой в сентябре 2020 г.
Судостроительная
верфь |
К-во судов, ед. |
Дедвейт, тонн |
Цена судна, млн. USD |
Сроки
постав-ки, год |
Судовладелец/
оператор |
DACKS |
2 |
61000 |
н.д. |
2022 |
SANTOKU SENPAKU |
JINLING |
2+1 |
63500 |
н.д. |
2021/22 |
DENSITY SHIPPING |
TSUNEISHI CEBU |
2 |
64000 |
28,0 |
2022 |
NOMA KAIUN |
CHENGXI |
4+4 |
82000 |
28,0 |
2022 |
CHINA MINSHENG TRUST |
NEW TIMES SB |
2 |
209000 |
66,0 |
2022 |
EASTERN PACIFIC |
SWS |
3 |
209000 |
66,0 |
2022 |
EASTERN PACIFIC |
Источник: ADVANCED, INTERMODAL
Мировой портфель заказов на балкерный
новострой
и его планируемые поставки на ближайшие
годы
Типоразмер балкеров |
2020 г. |
2021 г. |
2022+ |
Всего |
Балкера
"кейпсайз" |
43 |
74 |
25 |
142 |
Балкера "камсармакс"
|
56 |
103 |
25 |
184 |
Балкера
"супрамакс" |
45 |
115 |
43 |
203 |
Балкера
"хендисайз" |
48 |
68 |
13 |
129 |
Итого |
192 |
360 |
106 |
658 |
Источник: ATHENIAN SHIPBROKERS S.A.
Pынок
судов «сэконд-хэнд»
Если на рынке новостроя
в сентябре 2020 г. царило относительное затишье, то на рынке подержанных
балкеров наблюдался настоящий бум. Из 339 предлагавшихся к продаже балкеров
своих новых хозяев нашли 49 судов или 14,5%. Напомним, что в августе своих
хозяев сменило только 22 балкера (6,5%). Помимо окончания периода летних
отпусков это можно объяснить тем, что судовладельцы, не желая делать
рискованные и долгосрочные инвестиции в новострой, сосредоточили свое внимание
на подержанных балкерах.
Активность
рынка подержанного балкерного тоннажа в 2011-2020 гг.
Годы |
Количество
проданных судов, ед. |
Суммарный
дедвейт, тыс.
т |
Общая
стоимость, млн.
USD |
Стоимость
1т дедвейта,
USD/т |
2011 |
358 |
21392,7 |
5765,8 |
269,5 |
2012 |
404 |
29772,7 |
5232,3 |
175,7 |
2013 |
515 |
34523,2 |
7139,9 |
206,8 |
2014 |
467 |
32931,3 |
8184,4 |
248,5 |
2015 |
455 |
33144,3 |
5621,4 |
169,6 |
2016
|
649 |
47711,7 |
5826,4 |
122,1 |
2017
|
690 |
50757,5 |
8593,0 |
169,3 |
2018
|
574 |
42320,8 |
7550,2 |
178,4 |
2019
|
539 |
34565,6 |
5836,4 |
168,8 |
2020
(на 27.09.20) |
334 |
23783,6 |
3288,8 |
138,3 |
Источник:
ALLIED
По данным ALLIED Shipping Research, за неполные 9 месяцев 2020 г. своих хозяев сменило 334 балкера суммарным
дедвейтом 23,8 млн. т и общим стоимостью 3,29 млрд. долл. США. Средняя
стоимость 1 т дедвейта при этом составляла 138,3 USD/т, что является одним из самых низких
показателей более, чем за десятилетие (за исключением 2016 г.). Данное
обстоятельство также стимулировало покупательский спрос на подержанные балкера.
Уровень
цен на современные балкеры «сэконд-хэнд» в сентябре 2020 г.
Тип тоннажа |
Возраст |
Дедвейт, т |
Цена, тыс. USD |
«Кейпсайз» |
мах 5 лет |
180000 |
31653 |
«Панамакс» |
мах 5 лет |
82500 |
21239 |
«Супрамакс» |
мах 5 лет |
58000 |
15207 |
«Хендисайз» |
мах 5 лет |
38000 |
14710 |
Источник: Baltic
Sale & Purchase Assessment
По данным брокеров,
цены на подержанные балкера в сентябре носили стабильный характер и по своему
уровню не отличались от августовских. По оценкам Baltic Sale& Purchase Assessments,
индикативные цены на современные балкера возрастом до 5-ти лет в сентябре
составляли: 31,65 млн. USD для
«кейпсайзов», 21,24 млн. USD
– для «камсармаксов», 15,2 млн. USD
– для «супрамаксов» и 14,71 млн. USD
– для «хендисайзов».
Представительные
сделки по продажам сухогрузов «сэконд-хэнд»
в сентябре
2020 г.
Название судна |
Год постройки |
DWT/TEU |
Цена, млн. USD |
Возраст 6-10 лет |
|||
TONG CHENG 603 |
2010 |
5821 |
1,90 |
TONG CHENG 604 |
2010 |
5821 |
2,20 |
GLORIOUS STARLIGHT |
2012 |
28236 |
6,80 |
KING COFFEE |
2012 |
32809 |
9,25/9,80* |
THOMAS C |
2011 |
34372 |
8,00 |
GLOVIS MAESTRO |
2012 |
56670 |
9,20/9,10* |
WATFORD |
2010 |
57022 |
8,90 |
SAM JAGUAR** |
2013 |
57200 |
10,65** |
ASIA EMERALD II |
2010 |
57802 |
8,00 |
Возраст 11-20 лет |
|||
LAGONDA |
2001 |
28186 |
3,50 |
UNICO ANNA |
2000 |
28407 |
3,20 |
ZEYNEP KIRAN |
2001 |
29330 |
4,20 |
OCEAN HARVEST |
2004 |
32038 |
4,80 |
OCEAN LUCK |
2004 |
32040 |
4,80 |
JUPITER ACE |
2009 |
32527 |
5,80 |
GLOBAL GARNET |
2005 |
52223 |
6,60/6,4* |
SKUA |
2003 |
53350 |
5,40 |
SANTORINI QUEEN |
2005 |
55809 |
7,90 |
SRI GANESH |
2007 |
56039 |
7,60 |
SOUTHAMPTON |
2009 |
56975 |
7,50 |
CORONIS |
2006 |
74381 |
7,10/7,40* |
ECOSTAR GO |
2007 |
75100 |
8,75/8,80* |
ELENA II |
2006 |
76741 |
8,20 |
CORONA GARLAND |
2000 |
88222 |
5,80/5,00* |
TOKIWA MARU |
2003 |
91400 |
6,90/7,50* |
Возраст свыше 20 лет |
|||
OCEAN PEACE |
1996 |
45194 |
2,85 |
ALBY TRINITY |
1999 |
45300 |
4,00/3,00* |
IVY OCEAN EJ OCEAN |
1999 1998 |
45690 46570 |
7,40 en bloc |
* – Vesselvalue
Источник: SeaSure
** – At Auction
Рынок судового металлолома
Рынок судового
металлолома в сентябре
По данным ALLIED Shipping Research, за неполные 9 месяцев 2020 г. на скрап ушло 99 балкеров суммарным
дедвейтом 11,5 млн. т и средним возрастом 26,5 лет. По дедвейту это уже на
35,8% больше, чем за весь 2019 г. При этом, средний возраст уходящих на
разделку балкеров стал более, чем на три года меньше. Такое
"омоложение" уходящих на скрап балкеров не удивительно, поскольку
суда старше 20 лет составляют в настоящее время только 9,3% от действующего
флота.
Разделка
балкеров на скрап в 2010-2020 гг.
Годы |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, тыс. т |
Средний возраст, лет |
2010 |
176 |
7644,2 |
31,04 |
2011 |
448 |
25303,9 |
30,70 |
2012 |
576 |
34061,9 |
28,08 |
2013 |
441 |
23622,7 |
28,30 |
2014 |
304 |
15499,8 |
27,47 |
2015 |
421 |
30393,3 |
25,35 |
2016 |
402 |
28840,1 |
23,75 |
2017 |
220 |
14573,6 |
24,87 |
2018 |
70 |
4285,3 |
32,86 |
2019 |
97 |
8448,2 |
29,76 |
2020 (на 27.09.20) |
99 |
11474,2 |
26,51 |
Источник: ALLIED
Разделка
балкеров на скрап в 2020 г. по странам
Страна |
Количество
судов, ед. |
Дедвейт,
тыс. т |
Индия |
11 |
1420 |
Бангладеш |
34 |
4940 |
Турция |
4 |
24 |
Пакистан |
22 |
1749 |
Китай |
5 |
211 |
Другие
страны |
23 |
3130 |
Итого |
99 |
11474 |
Источник:
ALLIED
Пальму первенства по
разделке балкеров на скрап держали верфи Бангладеш, на которые пришлось 34 балкера (dwt 4,91 млн. т). За ними следовали верфи Пакистана,
разделавшие 22 балкера (dwt 1,74 млн. т) и Индии – 11
балкеров (dwt 1,42 млн. т)
Цены на судовой металлолом в основных
регионах разделки
в сентябре
USD/LDT
Страна |
Цена на балкеры |
Тренд |
Индия |
330 |
стабильный |
Бангладеш |
340 |
стабильный |
Пакистан |
350 |
стабильный |
Турция |
200 |
стабильный |
Источник: Lion Shipbrokers, GMS
Представительные
сделки по продажам балкеров на скрап
в сентябре
Название судна |
Год постройки |
DWT/TEU |
Цена |
|
млн. USD |
USD/LDT |
|||
TRANSFER*** |
1977 |
10176 |
1,05 |
351 |
NAZLICAN*** |
1978 |
10900 |
1,38 |
353 |
RITAJ-A*** |
1982 |
11274 |
0,97 |
335 |
STAR B*** |
1979 |
11667 |
1,72 |
366 |
HAMDI*** |
1982 |
11702 |
1,31 |
365 |
TRANSOCEAN*** |
1982 |
21304 |
1,83 |
351 |
KWANGSI* |
1995 |
23586 |
3,04 |
325 |
HALUS |
1995 |
27836 |
2,18 |
361 |
LADY MICKEY |
1997 |
29540 |
2,91 |
362 |
YU RONG** |
2002 |
30490 |
4,44 |
378 |
MISSISSIPPI ENTERPRISE* |
1980 |
32244 |
2,58 |
317 |
BEST FUTURE*** |
1995 |
45320 |
2,60 |
370 |
KHAN S*** |
1996 |
47574 |
2,87 |
378 |
BARA ANUGERAH*** |
1994 |
48131 |
3,48 |
338 |
MICHELLE HK** |
1989 |
65850 |
3,95 |
382 |
NINGBO PIONEER 1) |
1990 |
68788 |
3,02 |
295 |
*
– Индия Источник: Intermodal
** – Бангладеш
*** – Пакистан 1) – "As is" China, auction sale
Динамика
цен на судовой металлолом в основных регионах разделки
с
сентября 2019 г по сентябрь 2020 г.
Рынок бункерного топлива
Цены на судовое
топливо в основных мировых центрах бункеровки в сентябре
Средние
цены на бункерное топливо в сентябре 2020 г.
USD/т
Порты |
Мазут (380 cst) |
Газойль |
||
Начало сентября |
Конец сентября |
Начало сентября |
Конец сентября |
|
С.-Петербург |
245 |
232 |
366 |
343 |
Роттердам |
274 |
252 |
360 |
325 |
Гибралтар |
311 |
297 |
385 |
362 |
Мальта |
300 |
303 |
365 |
346 |
Пирей |
298 |
291 |
389 |
366 |
Стамбул |
301 |
301 |
395 |
373 |
Новороссийск |
268 |
263 |
386 |
363 |
Сингапур |
296 |
260 |
385 |
340 |
Источник: Bunker
Supplyers
Прогноз развития фрахтового рынка
Обозначившийся в
середине третьей декады сентября всплеск фрахтовой конъюнктуры, по мнению
брокеров, носил во многом ситуативный характер и был обусловлен одновременным
наложением целого ряда факторов. Среди них – пополнение складских запасов
железной руды в Китае в преддверии начала Золотой недели (1-7 октября), а также
отсутствие на этот момент достаточного количества тоннажа в регионе его подачи.
В то же время, этот всплеск произошел в условиях благоприятного соотношения фундаментальных
рыночных факторов, что вроде бы дает основания надеяться на благополучное для
судовладельцев развитие фрахтовой конъюнктуры и в 4-м квартале 2020 г. в
результате сбалансированности спроса и
предложения.
По данным ALLIED Shipping Research, средний рост мировой торговли в 2010-2019
гг. составлял 2,8%, что практически совпадает с приростом балкерного
флота за последние 5 лет. Более того, составляющий всего 5,7% от действующего флота мировой портфель
заказов на балкерный новострой дает весомые основания для сохранения этого паритета
на ближайшие несколько лет.
Одним фактором, сдерживающим предложение тоннажа в
последнее время, являются резко выросшие задержки судов в портах по причине их
скопления, а также ужесточения целым рядом стран правил и процедур в отношении
судов, заходящих в их порты (из-за COVID-19). Это фактически означает, что
в международной морской торговле происходят более чем обычные задержки,
приводящие к сокращению предложения тоннажа.
Сейчас, когда мир находится в разгаре второй волны
коронавируса, приходит естественный вопрос о том, как эта ситуация скажется на
рынке балкерных перевозок. И в этом плане спрос на перевозку основных сухих
сыпучих грузов (железная руда, уголь и зерно) имеет решающее значение для
фрахтового рынка, поскольку мы вступаем в завершающий квартал нынешнего весьма
непростого года.
Рост импорта основных балкерных грузов в Китай
за 7 месяцев в 2018-2020 гг.
В этом году железная руда, благодаря устойчивому спросу
со стороны Китая, как ведущего мирового её потребителя, обеспечивала достаточно
стабильный спрос на «кейпсайзы», во всяком случае, начиная с июня с. г. Объем импорта железной руды Китаем за первые
8 месяцев 2020 г. вырос на 11% до 760 млн. т. Поскольку
Китай нуждается в высококачественной железной руде, которая импортируется из-за
рубежа (Бразилия, Австралия, Зап. Африка, Индия, Украина и др.) ожидается, что
высокий спрос на руду поддержит фрахтовые ставки для «кейпсайзов» и в 4-м
квартале. Этому будут способствовать как увеличение общих объемов промышленного
производства КНР, так и непосредственное наращивание выпуска стали, а также
низкие внутренние запасы руды.
Немного иная картина складывается по углю. Оба крупнейших
мировых импортера угля Китай и Индия, прогнозируют в будущем сократить импорт
угля, в основном для поддержки своих собственных производителей. Так, Индия
планирует заменить 150 млн. т импортного угля на отечественный. А Китай, хотя и
по-прежнему инвестирует в крупномасштабные угольные электростанции, но
глобальная тенденция сокращения вложений в проекты по добыче угля и
одновременного перехода к возобновляемым источникам энергии, похоже, не рисует
яркой картины для этого вида топлива. Тем не менее, Китай импортировал 220 млн.
т угля в первые 8 месяцев нынешнего года, что всего на 0,2% меньше, чем за
аналогичный период минувшего года. А вот другие страны дальневосточного региона
существенно увеличили свой спрос на импортный уголь. Хорошим примером тому
служит Вьетнам, который в первые 8 месяцев 2020 г. импортировал 40,62 млн. т
угля, что на 38,5% превышает показатель минувшего года за тот же период.
Ежемесячный импорт сои Китаем в 2018-2020 гг.
Зерно было в растущем спросе в течение всех трех
кварталов нынешнего года опять-таки благодаря Китаю, обеспечивающему свою
продовольственную безопасность в разгар пандемии, а также восстанавливающему
поголовье свиней в стране. Кроме того, производство сои в Бразилии достигло
исторического максимума в 125 млн. т в сезоне 2019/20 МГ, что означало
увеличение экспортной активности, главным образом в Китай, являющемуся крупнейшим
покупателем бразильской сои. Официальная статистика зафиксировала рост импорта
сои Китаем по сравнению с январем-августом минувшего года на 15% до 64,74 млн. т.
В заключительном квартале 2020 г. фактор сезонности
сместит акцент зерновых перевозок с Южной Америки на Мексиканский залив США и
Черноморского регион, откуда в основном будут осуществляться эти поставки,
обеспечивая тем самым загрузку «панамаксам» и «супрамаксам». Таким образом,
сильный китайский спрос на зерно будет стимулировать рост фрахтовых ставок
вверх на оставшуюся часть года.
В то же время, существенным
фактором риска остается прогнозируемое ВТО падение мировой торговли в 2020 г., как минимум, на 13% на фоне прироста балкерного
тоннажа на 3,5%. Только в течение 4-го квартала 2020 г. (без учета возможных
задержек) в строй должны войти 192 новых балкера суммарным дедвейтом 18 млн. т, в т.ч. 43 «кейпсайза», 56
«камсармаксов», 45 «супрамаксов» и 48 «хендисайзов».
Динамика котировок акций балкерных компаний
в 3-м квартале 2020 г.
Наименование компании |
Фондовая
биржа |
Конец июня 2020 г. |
Конец сентября 2020 г. |
Изменения, (+) (–) |
Diana Shipping Inc. |
NYSE |
1,64 |
1,42 |
-0,22 |
Euroseas Ltd |
NASDAQ |
2,70 |
2,49 |
-0,21 |
Eagle Bulk Shipping Inc. |
NASDAQ |
2,37 |
17,02 |
+14,65 |
Navios Maritime Holdings Inc. |
NYSE |
2,11 |
1,76 |
-0,35 |
Navios Maritime Partners LP |
NYSE |
9,83 |
5,85 |
-3,98 |
Star Bulk Carriers Corp |
NASDAQ |
6,81 |
6,91 |
+0,10 |
Seanergy Maritime Holdings Corp |
NASDAQ |
0,28 |
0,44 |
+0,16 |
Safe Bulkers Inc |
NYSE |
1,26 |
1,06 |
-0,20 |
Golden Ocean Group Ltd |
NASDAQ |
4,05 |
3,60 |
-0,45 |
Источник: Advanced Shipping&Trading S.A. Research
Средний
заработок балкеров различного типоразмера
за первые
9 месяцев в 2019- 2020 гг.
USD/сут.
Тип тоннажа |
2019 г. |
2020 г. |
Разница, (+) (–) |
Балкера "кейпсайз" |
16549 |
11550 |
-30,2 |
Балкера "панамакс" |
10910 |
9166 |
-16,0 |
Балкера "супрамакс" |
9667 |
7282 |
-19,5 |
Источник: ALLIED
Отметим также, что котировки акций ведущих балкерных компаний на
фондовых биржах мира в 3-м
квартале 2020 г. носили разнонаправленный характер, но преобладал
преимущественно понижательный тренд. Тем не менее, подъем фрахтовой конъюнктуры на балкерном
рынке в 3-м квартале и благоприятные прогнозы на 4-й квартал 2020 г. позволили
известной судоходной компании NORDEN
поднять оценку ожидаемой прибыли в целом по 2020 г. с 40-80 млн. USD до 70-110 млн. USD. Хотя,
если сравнивать средний заработок
основных категорий балкеров за 9 месяцев 2019-2020 гг., то в нынешнем году он
на 16,0%-30,0% ниже.
Рассматривая фьючерсные котировки на 4-й квартал 2020 г., отметим, что
для "кейпсайзов" они составляют достаточно солидные 21625 USD/сут., "панамаксов"
– 11925 USD/сут., "супрамаксов" – 10550 USD/сут. и
"хендисайзов" – 7700 USD/сут. Однако уже в 1-м квартале 2021 г.
ожидается их падение от 22,2% для "панамаксов" до 52,5% – для "кейпсайзов".
Уровень
фьючерсных котировок на балкерный тоннаж на 4-ый квартал 2020 г. и 1-й квартал 2021
гг.
USD/сут.
Типоразмер тоннажа |
Период фьючерса |
||
Октябрь 2020 г. |
4 кв. 2020 г. |
1 кв. 2021 г. |
|
Балкера "кейпсайз" |
25500 |
21625 |
10275 |
Балкера "панамакс" |
11900 |
11925 |
9275 |
Балкера "супрамакс" |
10825 |
10550 |
8075 |
Балкера "хендисайз" |
8100 |
7700 |
5700 |
Источник:FIS, Banchero Costa
По материалам морской периодики
Фрахтовый обозреватель, к.э.н. В. Войниченко
04.10.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий