Балкерный рынок
Балтийский фрахтовый
индекс сухогрузного тоннажа (БФИ) к середине августа 2020 г. сумел подняться с
1385 до почти 1600 пунктов, показав рост на 15,4%. Однако во второй половине
августа из-за ослабления фрахтовой конъюнктуры для "кейпсайзов" и "панамаксов"
последовало снижение БФИ до 1488 пунктов (-6,7%).
Среднее значение индекса
БФИ в августе составило 1516 пунктов, что на 117 пунктов или 7,2% ниже, чем в
июле с.г., но зато на 370 пунктов или 32,2% превышает июньский показатель.
Динамика
Балтийского фрахтового индекса в августе
Тип тоннажа |
03.08.2020 |
14.08.2020 |
28.08.2020 |
Балкера "кейпсайз" (BCI) |
2297 |
2402 |
2218 |
Балкера "панамакс" (BPI) |
1254 |
1824 |
1617 |
Балкера "супрамакс" (BSI) |
862 |
927 |
958 |
Балкера "хендисайз" (BHI) |
472 |
491 |
570 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
1385 |
1595 |
1488 |
Источник: Baltic Exchange
Средние
значения БФИ в 2020 гг.
Тип тоннажа |
Август |
Июль |
Июнь 2020 г. |
1 кв. 2020 г. |
2 кв. 2020 г. |
Балкера "кейпсайз" (BCI) |
2335 |
3024 |
2267 |
93 |
1133 |
Балкера "панамакс" (BPI) |
1626 |
1379 |
997 |
787 |
821 |
Балкера "супрамакс" (BSI) |
915 |
844 |
598 |
596 |
498 |
Балкера "хендисайз" (BHI) |
510 |
447 |
336 |
362 |
290 |
БФИ сухогрузного тоннажа |
1516 |
1633 |
1146 |
592 |
783 |
Источник: Baltic Exchange
Для балкеров "кейпсайз"
августовская динамика индекса BCI
имела относительно стабильный характер без особо сильных отклонений в ту или
иную сторону, несмотря на весьма частую смену тренда – трижды в сторону
повышения и четырежды – снижения. Начав август на отметке в 2297 пунктов,
индекс BCI в конце месяца снизился до
2218 пунктов (-3,4%). Гораздо большее снижение
в размере 22,5% показало среднее августовское значение индекса BCI, составившее 2335 пунктов по
сравнению с 3024 пунктами в июле.
Средний заработок
"кейпсайзов" в августе колебался в диапазоне 18400-20000 USD/сут., а
на плече Континент – Д.Восток – 33500-36500 USD/сут.
Средний
заработок балкеров различного типоразмера в августе
USD/сут.
Типоразмер
балкеров |
03.08.2020 |
14.08.2020 |
28.08.2020 |
Балкера "кейпсайз" |
19051 |
19916 |
18394 |
Балкера "панамакс" |
9923 |
16415 |
14549 |
Балкера "супрамакс" |
9477 |
10194 |
10537 |
Балкера "хендисайз" |
8503 |
8846 |
10258 |
Соотношение ставок
"кейпсайз"/"панамакс" |
1,92 |
1,21 |
1,26 |
Источник: Sea Sure
Волатильность
Балтийских фрахтовых индексов в августе 2020 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
2494 |
1824 |
965 |
570 |
1598 |
Минимум |
2160 |
1254 |
844 |
469 |
1385 |
Среднее |
2335 |
1626 |
915 |
510 |
1516 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,15 |
1,45 |
1,14 |
1,22 |
1,15 |
Количество смен тренда |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
¯ |
4 |
2 |
1 |
– |
2 |
Показатели
рассчитаны автором
Значительно улучшили
в августе свое положение балкера "панамакс", для которых
соответствующий индекс BPI взлетел к середине месяца с 1254 до 1824 пункта (+45,5%). И, хотя к
концу месяца индекс BPI снизился до 1617 пунктов (-11,3%), его среднее августовское значение
составило 1626 пунктов, что на 17,9% выше, чем в июле и на 63,1% – чем в июне
с.г.
Средний заработок "панамаксов"
в августе находился в пределах 9900-16400 USD/сут., т.е. имел весьма широкий
разброс на протяжении месяца. При этом, если в начале августа средний заработок
"панамаксов" был практически вдвое ниже, чем у "кейпсайзов",
то во второй половине месяца этот разрыв не превышал уже 21-26%. В то же время
на последней неделе августа средний заработок "панамаксов" в круговых
трансатлантических рейсах снизился до 14390 USD/сут., показав падение сразу на
17,4%. На плече Континент – Д.Восток ставки снизились до 24077 USD/сут.
(-4,8%), а в круговых транс тихоокеанских рейсах наоборот, даже немного выросли
до 14000 USD/сут. (+2,7%).
По данным брокеров,
освободившиеся в конце августа в Средиземноморском Египте современные "панамаксы"
могли претендовать на ставки в размере 24000-25500 USD/сут. при подаче на
Черное море под последующую перевозку на Китай. А вот "панамакс"
дедвейтом 79000 т постройки 2010 г. в самом конце августа на плече Пивденный –
Китай смог получить ставку в размере 28100 USD/сут., что свидетельствует о
достаточно сильном укреплении фрахтовой конъюнктуры Черноморского региона,
благодаря отгрузкам зерна нового урожая.
Не так сильно, как "панамаксы",
но все же упрочили свое положение в августе с.г. и "супрамаксы", для
которых индекс BSI в течение рассматриваемого периода вырос с 862 до 958 пунктов или на
14,6%. Среднее значение индекса BSI в августе составило 915 пунктов, что на 8,4%
больше, чем в июле, и на 53% превышает июньский уровень.
Средний заработок
"супрамаксов" в августе колебался в пределах 9500-10550 USD/сут. При
этом в конце августа ставки для "супрамаксов" на плече Мекс. залив
США – Д.Восток достигали 24500-26000 USD/сут., а Мекс. залив США – Континент –
16275 USD/сут. На плече Средиземноморье – Д.Восток "супрамаксы"
получали порядка 24000 USD/сут., а в круговых трансатлантических рейсах – 13000
USD/сут. При перевозках причерноморского зерна на Китай "супрамаксы"
могли заработать 25000-28000 USD/сут.
Средний
заработок "хендисайзов" по основным
направлениям
перевозок в
USD/сут.
Направление
перевозок |
Начало августа |
Конец августа |
Разница, (+) (–) |
Континент – Бразилия |
6371 |
12811 |
+6440 |
Континент – Вост. поб. США |
7136 |
13571 |
+6435 |
Бразилия – Континент |
13078 |
12528 |
-450 |
Мекс. залив США – Континент |
11213 |
12444 |
+1231 |
ЮВА – Австралия – Япония |
8242 |
8291 |
+49 |
Круговой транс тихоокеанский рейс |
7358 |
7438 |
+80 |
Источник: ALLIED
Неплохо сложился
август нынешнего года и для балкеров "хендисайз", для которых индекс BHI вырос
с 472 до 570 пунктов или на 20,8%, достигнув своего максимального в 2020 г.
уровня. Среднее значение индекса BHI в августе составило
510 пунктов, что превышает июльский показатель на 14,1%, а июньский – на 52,1%.
Средний заработок "хендисайзов"
дедвейтом 32000 т в августе составлял 8500-10250 USD/сут., т.е. мало чем
отличался от уровня "супрамаксов", дедвейт которых почти вдвое
больше. В направлении Континент – Бразилия ставки для "хендисайзов" в
течение августа выросли практически вдвое и стали достигать 12800 USD/сут., а
на Вост. поб. США – 13600 USD/сут. Примерно такой же уровень ставок наблюдался
и в обратном направлении. А вот в тихоокеанской секции рынка ставки в конце
августа не превышали 7400-8200 USD/сут.
Хороший импульс для
роста ставок для "хендисайзов" в августе с.г. придала черноморская
секция рынка, успешно конкурирующая с отгрузками из Мекс. залива США, Вост.
поб. Юж. Америки и Южной Африки. Этому в немалой степени способствовали
многочисленные тендеры на закупку зерна Турцией, Египтом, Иорданией и другими
ближневосточными и североафриканскими странами, на которых, как правило,
побеждало зерно причерноморского происхождения. Только на последнем
августовском тендере GASC Египет закупил 295 тыс. т российской и 115 тыс. т украинской пшеницы.
При этом цена FOB в наилучшем
предложении составляла 212,10 USD/т, а фрахтовая составляющая – 13,55 USD/т,
что означает долю в 6% в цене C&F. Но, учитывая рост фрахтовой конъюнктуры, эта доля может вырасти
примерно до 7%.
По сообщениям
брокеров, на плече Черное море – Коломбо "хендисайз" дедвейтом 30
тыс. т смог заполучить ставку в размере 13000 USD/сут. Ставка для "хендисайза"
дедвейтом 38 тыс. т на плече Черное море – Юж. Африка составила почти 17000 USD/сут.
Даже на коротком плече Черное море – Средиземноморье ставки для "хендисайзов"
дедвейтом 30-35 тыс. т поднялись до 12000-15500 USD/сут.
Изменение
ставок на перевозку сои на Китай на основных импортных маршрутах в августе 2020
года
USD/т
Направление перевозок |
Размер партии, т |
Начало августа |
Конец августа |
Изменение (+) (–) |
Сантос (Бразилия) – Сев. Китай |
60000 |
29,08 |
32,80 |
+3,72 |
Такома – Сев. Китай |
60000 |
20,96 |
23,96 |
+3,00 |
Мекс. Залив США – Сев. Китай |
66000 |
40,12 |
44,11 |
+3,99 |
Мекс. Залив США – Сев. Китай |
55000 |
42,20 |
46,18 |
+3,98 |
Источник: SSE
Динамика China Import Dry Bulk Freight
Index (CIDBI) в августе 2020 года
Индекс CIDBI |
Начало августа |
Конец августа |
Изменение (+) (–) |
Консолидированный CIDBI |
824,04 |
897,34 |
+73,30 |
в т. ч. железная руда |
859,46 |
930,49 |
+71,03 |
никелевая руда |
863,47 |
923,87 |
+60,40 |
уголь |
704,89 |
761,35 |
+56,46 |
соя |
874,54 |
977,79 |
+103,25 |
Источник: SSE
Развивая тему
перевозок зерна, отметим, что ставки на перевозку бразильской и американской
сои на Китай в течение августа выросли на 3,00-4,00 USD/т или на 10-15%.
Рассчитываемый Шанхайской фрахтовой биржей (SSE)
индекс CIDBI для сои вырос на 103,25 пункта или на 11,8%,
в то время, как композитный индекс CIDBI показал рост на 73,30 пункта или 8,8%. То
есть, рост ставок на перевозку сои в августе 2020 г. опережал их динамику для
других грузов китайского сухогрузного импорта (железной и никелевой руды, а
также угля).
Представительные рейсовые ставки на перевозку
зерновых грузов
балкерным
тоннажем в августе 2020 года
Направление перевозки |
Размер грузовой партии, т |
Ставки фрахта, USD/т
|
Новороссийск – Мерсин |
15000 |
13,50-17,00 |
Руан – Дакар |
15000 |
35,00 |
Николаев – Марокко |
25000 |
19,50 |
Николаев – Тунис |
25000 |
20,50-25,00 |
Новороссийск – Александрия |
25000 |
11,00-13,50 |
Новороссийск – Мерсин |
25000 |
17,50 |
Польша – Алжир |
25000 |
25,00-26,00 |
Румыния – Тунис |
25000 |
23,00-25,00 |
Мекс. залив США – Бразилия |
30000 |
24,00 |
Николаев – Египет |
30000 |
16,00-20,00 |
Черное море – Китай |
60000 |
31,50 |
Мекс. залив США – Китай |
66000 |
42,50 |
Источник: котировки брокеров
Повышательный тренд
в динамике спотовых ставок в августе с.г. (за исключением "кейпсайзов")
позволил судовладельцам повысить ставки годичного тайм-чартера для «панамаксов»
до 14250 USD/сут. (+11,8%), «супрамаксов» – до 11000 USD/сут. (+10%) и "хендисайзов"
– до 10000 USD/сут. (+5%). А вот для "кейпсайзов" ставки годичного
тайм-чартера в августе по сравнению с июлем, наоборот, снизились до 16500 USD/сут.
(-5,7%).
Изменение
уровня спотовых и ставок годичного тайм-чартера в конце августа 2020 г. по
сравнению с аналогичным периодом минувшего года
%
Типоразмер тоннажа |
Спотовые ставки |
Годичный тайм-чартер |
Балкера
"кейпсайз" |
-42,9 |
-26,8 |
Балкера
"панамакс" |
-26,7 |
-9,8 |
Балкера
"супрамакс" |
-29,6 |
-22,4 |
Балкера
"хендисайз" |
-13,4 |
-21,4 |
Источник: Banchero Costa
Из числа реальных
сделок период-чартера можно привести зафиксированную в августе отфрахтовку
принадлежащего Diana Shipping "панамакса" MELIA дедвейтом 76225 т постройки 2005 г.,
переданного компании Ausca Shipping в чартер продолжительностью 8-10 месяцев по ставке 10000 USD/сут.
В отношении рейсов с
балластными бонусами нужно отметить, что для «ультрамаксов» и «панамаксов»,
подаваемых в порты Южной Америки с последующим переходом на Индийский
субконтинент/ЮВА/Д.Восток, их уровень подскочил по 500-550 тыс. долл. США при
ставках порядка 15000-15500 USD/сут.
Данные
о рейсах с балластными бонусами в августе 2020 г.
Направление перевозок |
DWT, т |
Тайм-чартерная ставка, USD/сут. |
Размер балластного бонуса, USD |
Фрахтователь |
|
Подача |
Сдача |
||||
Дурбан |
Китай |
55794 |
12500 |
250000 |
Perfect Bulk |
Рио-де-Жанейро** |
Китай** |
58000 |
14000 |
400000 |
Cargill |
Аргентина |
Китай |
61649 |
15500 |
550000 |
Lighthouse |
Дурбан |
Сингапур/ Япония |
63176 |
14500 |
450000 |
Unnamed Charterer |
В. п. Ю. Америки |
Д. Восток |
63280 |
15000 |
500000 |
Cargill |
Бразилия |
Читтагонг |
64000 |
15000 |
500000 |
Chinese chrtr |
Бразилия |
Читтагонг |
64000 |
15000 |
500000 |
Unnamed Charterer |
В. п. Ю. Америки |
Сингапур/ Япония |
74082 |
14900 |
490000 |
Cofco Agri |
* – с
зерном
Источник: Clarkson
** – с чугуном
Представительные
ставки на перевозку различных грузов
балкерным
тоннажем в августе
Груз/
Направление перевозок |
Размер
партии, т |
Фрахтовая
ставка, USD/т |
Удобрения |
|
|
Арзью – Юж. Франция |
17000 |
11,25 |
Перс. залив – Дурбан |
25000 |
16,00 |
Тунис – Читтагонг+Монгла |
25000 |
46,00 |
Балтика – Сев. Бразилия |
30000 |
23,00-24,00 |
Дамьетта – Итакуи |
30000 |
24,00-25,00 |
Египет – 2п. Уругвая |
30000 |
28,00-29,00 |
Туапсе – Бразилия |
35000 |
25,00-26,00 |
Сера |
|
|
Поти – Марокко |
30000 |
17,00 |
Руда |
|
|
Зап. Африка – Поти |
30000 |
20,00-22,00 |
Абиджан – Визагхапатнам |
35000 |
36,00-37,00 |
Зап. Африка – Китай |
50000 |
43,00-45,00 |
Черное море – Китай |
55000 |
32,50-34,50 |
Уголь |
|
|
Кастеллон – Сафи |
15000 |
16,00 |
Рига – Гент |
15000 |
Евро 12,50 |
Тамань – Эрегли |
20000 |
6,50 |
Балтика – Зап. поб. Мексики |
70000 |
26,00 |
Юж. Африка – Турция |
70000 |
10,00-11,50 |
Вост. поб. США – Континент |
75000 |
11,50 |
Металлопрокат |
|
|
Искандерун – Джорф Ласфар |
15000 |
19,00 |
Новороссийск – Израиль |
23000 |
24,00 FILO |
Глина |
|
|
Никатера – Тунис |
16000 |
15,50 |
Николаев – Кастеллон |
20000 |
14,00 |
Источник: Freight
World
Представительные
рейсовые тайм-чартерные ставки на сухогрузный тоннаж в августе
Район поставки-сдачи тоннажа |
Дедвейт, т |
Год постройки |
Тайм-чартерная ставка, USD/сут. |
Фрахтователь |
Самсун – Коломбо* |
29517 |
1997 |
13000 |
FREIGHT FORCE AG SWITZERLAND |
Вост. поб. Юж. Америки –
Континент |
30182 |
2012 |
9500 |
Unnamed Charterer |
Чанаккале – Гент* |
30541 |
2007 |
13000 |
GRAIN CORP |
Дакар/Испания –
Бахрейн***** |
32376 |
2011 |
11200 |
BW SHIPPING |
Черное море – Марокко* |
32688 |
2009 |
13750 |
PAN OCEAN |
Вост. Африка – Мекс.
залив США |
32929 |
2009 |
6500 |
Unnamed Charterer |
Сирос/Египет (Сред.
море) – Монтоир |
33171 |
2007 |
12500 |
PACBASIN |
Бразилия – Континент* |
33190 |
2016 |
12500 |
MEADWAY |
Искандерун/ Черное море
– Египет |
33401 |
2008 |
12000 |
Unnamed Charterer |
Тузла/ Черное море – Средиземное
море |
33757 |
2010 |
10500 |
Unnamed Charterer |
Паранагуа – Континент |
34416 |
2011 |
12000 |
BUNGE |
Бремен – Черное море****** |
35322 |
2012 |
15000 |
TRITHORN |
Тайен/ Континент-
Балтика – Зап. поб. Мексики |
35542 |
2013 |
17500 |
Unnamed Charterer |
Альяга – Гаити/Карибы |
35843 |
2012 |
14400 |
ULTRABULK |
Аргентина – Марокко |
37000 |
н.д. |
11500 |
Unnamed Charterer |
Бальбоа/Зап. поб. Юж.
Америки – Сингапур/Япония |
37010 |
2013 |
14000 |
Unnamed Charterer |
Мекс. залив США – Вост.
поб. Мексики |
37071 |
2013 |
13000 |
Unnamed Charterer |
Тузла/ Черное море –
Мрам. море******* |
37322 |
2007 |
12500 |
MB SHIPPING |
Авейро/Тунис –
Бангладеш |
37646 |
2003 |
14000 |
LIGHTHOUSE |
Ванино – Филиппины**** |
37888 |
2017 |
8300 |
Unnamed Charterer |
Рекалада – Сев.
Бразилия |
38000 |
н.д. |
10500 |
CLIPPER |
Черное море – Дурбан |
38167 |
2012 |
16950 |
TRITHORN |
Дордрехт/ Континент –
Немрут Бей****** |
38501 |
2018 |
20000 |
CENTURION |
Мекс. залив США –
Континент |
38586 |
2016 |
11400 |
ULTRABULK |
Ливерпуль/ Балтика –
Турция****** |
39232 |
2015 |
13000 |
POLA |
Фуджейра/ Черное море –
Китай***** |
50926 |
2001 |
11100 |
Unnamed Charterer |
Салиф/ Черное море – Д.
Восток |
54881 |
2005 |
20000 |
Unnamed Charterer |
Равенна/Искандерун –
Зап. Африка******** |
55676 |
2004 |
16000 |
Unnamed Charterer |
Констанца/Украина –
Китай |
55783 |
2011 |
18100 |
Unnamed Charterer |
Египет – Абиджан |
55848 |
2012 |
18000 |
Unnamed Charterer |
Гент/ Балтика – Турция |
55884 |
2014 |
16000 |
AQUAVITA |
Скау – Турция |
56624 |
2013 |
10250 |
Unnamed Charterer |
Египет/ Черное море – Сингапур/Япония |
56699 |
2012 |
25500 |
AVERTON |
Сев. Бразилия – Мекс.
залив США |
60000 |
2016 |
15000 |
GENCO |
Египет – Зап.
Африка******** |
60447 |
2016 |
18000 |
Unnamed Charterer |
Туна/Перс. залив –
Вост. поб. Индии** |
61441 |
2017 |
17000 |
PACIFIC BASIN |
Роттердам – Индия |
61631 |
2015 |
21000 |
AQUAVITA |
Чанаккале/ Черное море –
Китай |
63338 |
2016 |
26250 |
FAYETTE |
Вост. поб. Индии –
Китай |
63405 |
2017 |
17000 |
BAINBRIDGE |
Дамьетта/ Черное море –
ЮВА |
63467 |
2018 |
25000 |
MEADWAY |
Фазендинья – Испания |
63505 |
2017 |
14250 |
Unnamed Charterer |
Черное море – Зап. поб.
Индии |
63573 |
2017 |
31000 |
Unnamed Charterer |
Мекс. залив США – Вост.
Средиземноморье* |
63592 |
2017 |
17500 |
Unnamed Charterer |
Порт Талбот/ Балтика –
Турция |
63679 |
2017 |
15500 |
AQUAVITA |
Сантос – Сингапур/Япония*** |
75257 |
2001 |
13000 |
SUCDEN |
Порт Саид /Черное море/Сауд.
Аравия (Кр. море) – Порт Саид |
75880 |
2006 |
12500 |
GLENCORE GRAIN |
Хазира/ Вост. поб. Юж.
Америки – Сингапур/Япония |
76015 |
2005 |
11000 |
COFCO AGRI |
Роттердам/ Вост. поб. США
– Скау/Гибралтар/ Джорф Ласфар |
76390 |
2004 |
12000 |
Unnamed Charterer |
Порт Саид /Черное море –
ЮВА |
76444 |
2008 |
25000 |
AVERTON |
Порт Камсар – Сан
Киприан********* |
76557 |
2010 |
18000 |
GLENCORE AGRI |
Джорф Ласфар/ Камсар –
Стаде********* |
77154 |
2015 |
14250 |
OLDENDORFF |
Роттердам/Мурманск –
Джорф Ласфар |
77154 |
2015 |
12000 |
OLDENDORFF |
М. Пассеро/ Черное море
– Филиппины |
78092 |
2012 |
27000 |
AVERTON |
Пивденный – Ю. Китай |
79471 |
2010 |
28100 |
EVOMARINE |
Чанаккале – Китай* |
80596 |
2012 |
29250 |
AQUAVITA |
Равенна/ Черное море –
Китай |
81468 |
2020 |
25700 |
CARGILL |
Фос/ Черное море –
Китай |
81531 |
2014 |
25000 |
EVOMARINE |
Чанаккале/ Черное море –
ЮВА |
81545 |
2012 |
27500 |
COFCO AGRI |
Брест/Мурманск – Скау/Гибралтар
|
82019 |
2016 |
21500 |
CARGILL |
Гамбург/ Балтика –
Китай |
82055 |
2016 |
26000 |
NOBLE |
* – c зерном Источник: котировки брокеров
** – c удобрениями
*** – c сахаром
**** – c металлопрокатом
***** – c коксом
****** – c металлоломом
******* – c углем
******** – c клинкером
********* – c бокситами
Представительные
ставки рейсового фрахтования сухогрузного тоннажа
в августе
2020 г.
Направление перевозки |
Размер грузовой партии, т |
Норма погрузки/ выгрузки, т/сут. |
Базис ставки |
Фрахтовая ставка, долл.
США/т |
Фрахтователи |
Мочевина |
|
|
|
|
|
Рувайс – Диндайял |
40000 |
6000/10000 |
FIO |
12,51 |
RCF |
Бокситы |
|
|
|
|
|
Камсар – Сан Киприан |
59000 |
24000/15000 |
FIO |
10,00 |
CLDN |
Руда |
|
|
|
|
|
Нарвик – Хансапорт |
120000 |
50000/35000 |
FIO |
4,20 |
SALZGITTER |
Порт Картье – Кимитсу |
150000 |
60000/55000 |
FIO |
24,95 |
ARCELOR MITTAL |
Порт Картье – Ланшан |
150000 |
60000/30000 |
FIO |
25,90 |
RIO TINTO |
Порт Судесте – Циньдао |
170000 |
80000/30000 |
FIO |
18,25 |
TRAFIGURA |
Порто ду Аку – Циньдао |
170000 |
SCALE/30000 |
FIO |
17,80 |
OLDENDORFF |
Семь Островов – Циньдао |
170000 |
90000/30000 |
FIO |
22,35 |
RIO TINTO |
Тубарао – Циньдао |
170000 |
3 сут./30000 |
FIO |
16,75-19,00 |
RWE, VALE, PAN OCEAN |
Тубарао – Циньдао |
170000 |
80000/30000 |
FIO |
17,50 |
VALE |
Итагуаи – Циньдао |
180000 |
80000/30000 |
FIO |
17,40-17,50 |
CSN |
Тубарао – Циньдао |
185000 |
3 сут./30000 |
FIO |
17,40 |
VALE |
Тубарао – Циньдао |
185000 |
80000/30000 |
FIO |
17,65 |
VALE |
Итагуаи – Циньдао |
190000 |
40000/30000 |
FIO |
18,40 |
NYK |
Уголь |
|
|
|
|
|
Балтимор – Роттердам |
75000 |
25000/25000 |
FIO |
11,50 |
TKSE |
Вентспилс –
Чивитавеккия |
75000 |
22000/25000 |
FIO |
12,50 |
ENEL |
Норфолк – Гангаварам |
75000 |
40000/40000 |
FIO |
33,95 |
RINL |
Ванино – Тайпей+Каошунг |
80000 |
20000/10000 |
FIO |
7,80 |
FORMOSA PLASTIC |
Шахтерск – Бореонг |
80000 |
20000/19000 |
FIO |
4,71 |
КЕРСО |
Шахтерск – Хосан+Хадонг |
80000 |
15000/17000+ 21000 |
FIO |
5,29 |
КЕРСО |
Источник: фрахтовые
брокеры
Коастеры и суда "река-море"
К большому сожалению
владельцев коастеров и судов «река-море» на рынке региональных и прибрежных
перевозок не произошло кардинального улучшения фрахтовой конъюнктуры, как это
случилось с «хендисайзами». Тем не менее, рассчитываемый BMTI композитный
индекс EUSSIX на
коастерный тоннаж все же показал в августе небольшой рост, увеличившись на 0,31
пункта или 2,1%.
Динамика European Short Sea Index (EUSSIX)
Регион |
Конец августа 2020 г. |
Конец июля 2020 г. |
Конец августа 2019 г. |
Северная Европа |
16,33* |
16,29* |
18,79* |
Средиземноморье |
17,41** |
17,16** |
23,22** |
Азовское море |
18,19** |
15,75** |
19,14** |
Черное море |
13,42** |
12,58** |
17,25** |
Композитный индекс EUSSIX |
15,19 |
14,88 |
19,00 |
* – Евро/т Источник: BMTI
** – USD/т
В регионе
Балтийского и Северного морей индекс EUSSIX практически не изменился и все еще остается
на 2,46 Евро/т или 13,1% ниже чем год назад. В конце августа партия
традиционного груза в 5000 т из Клайпеды на Континент могла претендовать на
ставки в размере 17,25-17,50 Евро/т. Такая же партия груза перевозилась из Сев.
Франции на немецкую Балтику по ставке в 10 Евро/т. В то же время здесь ощущался
заметный оптимизм судовладельцев, ожидающих существенного улучшения ситуации в
сентябре с. г.
Индекс EUSSIX для Средиземноморского региона
показал в августе рост на 0,25 USD/т
или 1,5%. Это заметно ниже чем в прошлом году, когда ставки в Средиземноморском
регионе были на 5,81 USD/т
или 25% выше.
Августовский рост ставок в Черноморском регионе составил 0,84
USD/т или 6,8%. При
этом отставание от прошлогоднего уровня составило 3,83 USD/т или 22,2%, т.е. ненамного
отличалось от Средиземноморского региона. Несмотря на то, что в Черноморском регионе
ни в июле, ни в августе не произошло ожидавшегося резкого повышения ставок,
здесь все же была наконец достигнута сбалансированность между спросом и
предложением, что позволяет надеяться на позитивное развитие ситуации в
сентябре. Уже к концу августа ставки на перевозку 5000 т зерна из Одессы на
Мраморное море стабилизировались на уровне 14 USD/т, а из Херсона на Израиль - 19 USD/т.
Наиболее существенные сдвиги в лучшую сторону
произошли в августе в Азовском регионе, для которого индекс EUSSIX вырос сразу на
2,44 USD/т
(+15,5%), практически сравнявшись с прошлогодним уровнем. В самом конце августа
судовладельцы стали запрашивать на сентябрьские отправки пшеницы партиями 3000
т из Ростова-на-Дону на Мраморное море чуть ли не 23-24 USD/т. Однако фрахтователи соглашались
только на 20-21 USD/т.
Соответственно в конце августа средний уровень ставок из Ростова-на-Дону на
черноморскую Турцию составлял 18-19 USD/т, на Вост. поб. Греции – 24-25 USD/т, на Мерсин 32-33 USD/т, на Ливан и Египет – 33-34 USD/т, на Израиль и Итал.
Адриатику – 34-35 USD/т
и на Зап. поб. Италии – 37-38 USD/т.
Уровень
фрахтовых ставок на перевозку зерновых грузов (sf≤47') партиями 3000 т из
Ростова-на-Дону в конце августа 2020 г.
Регион назначения |
Фрахтовая ставка, USD/т |
Южное
и Восточное Черноморье |
18,00-19,00 |
Мраморное
море |
20,00-21,00 |
Немрут
Бей |
23,00-24,00 |
Восточное
побережье Греции |
24,00-25,00 |
Мерсин |
32,00-33,00 |
Итал.
Адриатика |
34,00-35,00 |
Израиль |
34,00-35,00 |
Ливан |
33,00-34,00 |
Египет |
33,00-34,00 |
Западное
побережье Италии |
37,00-38,00 |
Источник: RUFCO
В заключение
отметим, что августовская ситуация в Каспийском бассейне носила статичный
характер. Из-за отсутствия активности среди иранских покупателей в бассейне
преобладали отправки со средней и нижней Волги, а также транзит. Ставки из
Астрахани на Иран не превышали 18-19 USD/т, а из Волгограда на Иран 23-24 USD/т. Но большей популярностью
пользовались прямые отправки зерна судами «река-море» со средней Волги на
Черноморскую Турцию и Мраморное море.
Представительные
фрахтовые котировки
для
судов «река-море» и «коастеров» в августе
Порты |
Размер грузовой партии, т |
Фрахтовая ставка, USD/т |
||
погрузки |
выгрузки |
|||
Зерно (включая жмыхи и отруби) |
||||
Таррагона |
Патрас |
2500 (67') |
17,30 |
|
Бордо |
Гижон |
3000 (53') |
13,50 |
|
Херсон |
Мрам. море |
3000 (55') |
12,00- 14,00 |
|
Херсон |
Самсун |
3000 (55') |
11,00-13,00 |
|
Констанца |
Измир |
4000 (40') |
11,00-14,00 |
|
Мариуполь |
Мисурата |
4000 (54') |
17,00-19,00 |
|
Ростов |
Египет
(Сред. море) |
4000 (56') |
27,00-30,00 |
|
Бургас |
Бандырма |
4600 |
10,00-11,75 |
|
Азов |
Турция
(Черное море) |
5000 (49') |
15,00-17,00 |
|
Николаев |
Ливан |
5000 (54') |
19,00 |
|
Николаев |
Мерсин |
5000 (54') |
17,00-18,00 |
|
Одесса |
Мерсин |
5000 (54') |
16,50-17,50 |
|
Рени |
Кипр |
5000 (54') |
19,00 |
|
Темрюк |
Итал.
Адриатика |
5000 (48') |
29,00- 33,00 |
|
Херсон |
Израиль |
5000 (55') |
19,00 |
|
Херсон |
Мрам. море |
5000 (56') |
13,00-13,50 |
|
Пшеница |
||||
Темрюк |
Мрам. море |
3000 |
13,00-16,50 |
|
Кавала |
Таранто |
3300 |
12,00 |
|
Руан |
Тенерифе+Лас
Пальмас |
4000 |
25,25 |
|
Азов |
Измир |
5000 |
21,00-22,00 |
|
Азов |
Констанца |
5000 |
17,00 |
|
Азов |
Мерсин |
5000 |
26,00-29,50 |
|
Азов |
Мрам. море |
5000 |
17,50-19,00 |
|
Бердянск |
Александрия |
5000 |
17,00 |
|
Ейск |
Дуррес |
5000 |
26,00 |
|
Ейск |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
26,50-30,50 |
|
Ейск |
Измир |
5000 |
19,00-21,50 |
|
Ейск |
Испания
(Сред. море) |
5000 |
31,00
– 34,00 |
|
Ейск |
Итал.
Адриатика |
5000 |
29,00-30,00 |
|
Ейск |
Мерсин |
5000 |
28,00 |
|
Ейск |
Мрам. море |
5000 |
16,00-18,50 |
|
Мариуполь |
Александрия |
5000 |
16,00-18,00 |
|
Мариуполь |
Вост. поб.
Греции |
5000 |
16,00-17,00 |
|
Мариуполь |
Мрам. море |
5000 |
13,00-14,00 |
|
Мариуполь |
Турция
(Черное море) |
5000 |
12,00 |
|
Николаев |
Мерсин |
5000 |
18,00 |
|
Новороссийск |
Мерсин |
5000 |
17,50 |
|
Одесса |
Измир |
5000 |
14,00 |
|
Одесса |
Мерсин |
5000 |
15,00-17,50 |
|
Одесса |
Мрам. море |
5000 |
10,50-12,50 |
|
Рени |
Вост. поб.
Греции |
5000 |
12,00 -14,00 |
|
Ростов |
Галац |
5000 |
19,00
-21,00 |
|
Ростов |
Измир |
5000 |
19,50 -21,00 |
|
Ростов |
Мерсин |
5000 |
30,50 |
|
Ростов |
Мрам. море |
5000 |
16,00-19,50 |
|
Ростов |
Поти |
5000 |
18,00 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
14,00-16,00 |
|
Таганрог |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
28,00-30,00 |
|
Таганрог |
Мерсин |
5000 |
26,00-29,00 |
|
Таганрог |
Мрам. море |
5000 |
17,00-18,00 |
|
Темрюк |
Турция
(Черное море) |
5000 |
10,00–13,00 |
|
Херсон |
Мрам. море |
5000 |
13,50 |
|
Мариуполь |
Радес |
5500 |
16,00 -18,00 |
|
Бердянск |
Ливан |
6000 |
15,00 |
|
Рени |
Чалкис |
6000 |
13,00
-15,00 |
|
Бердянск |
Ливан |
8500 |
17,00 |
|
Бердянск |
Искандерун |
10000 |
16,25 |
|
Одесса |
Израиль |
10000 |
14,00-16,50 |
|
Кукуруза |
||||
Херсон |
Измир |
2950 |
17,00 |
|
Констанца |
Каламаки |
3000 (50') |
12,00 |
|
Ла Паллис |
Брейк |
5000 |
14,50 |
|
Мочевина |
||||
Южный |
Цейхан |
6000 |
17,00 |
|
Удобрения |
||||
Мрам. море |
Николаев |
3000 |
14,00 |
|
Поти |
Констанца |
3300 |
11,00 |
|
Варна |
Николаев |
4000 |
15,00 |
|
Бандырма |
Фойнес |
4400 |
22,00 |
|
Ейск |
Бургас |
5000 |
19,00 |
|
Новороссийск
|
Констанца |
5500 |
9,00 – 10,00 |
|
Кавала |
Измир |
7000 |
6,50 |
|
Минералы |
||||
Бартин |
Херсон |
3000 |
8,00- 11,00 |
|
Варна |
Поззалло |
3000 |
16,00 |
|
Сайнс |
Кастеллон |
3000 |
14,00 |
|
Бердянск |
Волос |
3100 |
15,00-17,00 |
|
Юж.
Норвегия |
Балтика |
3500 |
EURO 10,00 |
|
Мерсин |
Авейро |
4300 |
22,00 |
|
Ейск |
Бургас |
5000 |
18,00 |
|
Ейск |
Бургас |
5000 (40') |
19,00 |
|
Бандырма |
Щецин |
5500 |
27,50 |
|
Генгруз |
||||
Авейро |
Александрия |
2900 |
24,00 |
|
Верхняя
Балтика |
Зап. поб.
Швеции |
3000 |
EURO 12,00 |
|
Виано До
Кастело |
Ливорно |
3000 |
17,50 |
|
Кепез |
Молфетта |
3000 |
14,00 |
|
Континент |
Верхняя
Балтика |
3000 |
EURO 12,00 |
|
Виллеброк |
Касабланка |
3500 |
14,50 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Континент |
3500 |
EURO 8,50 |
|
Континент |
Сев.
Испания |
3500 |
EURO 11,00 |
|
Сев.
Испания |
Ирландия |
3500 |
EURO 11,00 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Португалия |
4000 |
EURO 13,50 |
|
Мерсин |
Одесса |
4000 |
12,00 |
|
Верхняя
Балтика |
Вост. поб.
Швеции |
4500 |
EURO 8,50 |
|
Верхняя
Балтика |
Зап. поб.
Швеции |
4500 |
EURO 11,50 |
|
Вост. поб.
Великобритании |
Нижняя
Балтика |
4500 |
EURO 10,50 |
|
Сев.
Франция |
Средняя
Балтика |
4500 |
EURO 10,50 |
|
Средняя
Балтика |
Сев.
Франция |
4500 |
EURO 18,00 |
|
Центр. Средиземноморье |
Ирландия |
5000 |
EURO 19,50 |
|
Верхняя
Балтика |
Ирландия |
5500 |
EURO 16,50 |
|
Континент |
Вост. Средиземноморье |
6500 |
EURO 20,00 |
|
Континент |
Вост. Средиземноморье |
7000 |
EURO 20,50 |
|
Ирландия |
Мрам. море |
8500 |
EURO 19,50 |
|
Континент |
Адриатика |
9500 |
EURO 19,00 |
|
Металлопрокат |
||||
Немрут |
Констанца |
2000 |
10,00 |
|
Эрегли |
Констанца |
2300 |
8,00-10,00 |
|
Галац |
Патрас |
2700 |
26,00 |
|
Зонгулдак |
Салоники+Элефсис |
3000 |
13,80 |
|
Новороссийск
|
Мрам. море |
3150 |
12,50 |
|
Искандерун |
Бейрут |
3300 |
7,50 |
|
Чивитавеккия |
Констанца |
3500 |
16,75 |
|
Немрут |
Дублин |
4300 |
28,50 |
|
Гент |
Пасаджес+Авейро |
4350 |
15,75 |
|
Немрут |
Дрогеда |
4600 |
26,50 |
|
Галац |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
21,00 |
|
Мариуполь |
Таррагона |
5000 |
26,50 |
|
Новороссийск
|
Браила |
5000 |
12,50 |
|
Новороссийск
|
Констанца |
5000 |
8,75–10,50 |
|
Новороссийск
|
Маргера |
5000 |
18,50-20,00 |
|
Новороссийск
|
Савона |
5000 |
18,00-20,00 |
|
Новороссийск
|
Турция
(Черное море) |
5000 |
9,00-9,50 |
|
Ростов |
Вост. поб.
Греции |
5000 |
22,00 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
14,00 – 15,00 |
|
Темрюк |
Итал.
Адриатика |
5000 |
28,00 |
|
Темрюк |
Мрам. море |
5000 |
14,00 – 17,00 |
|
Новороссийск
|
Антверпен |
5600 |
32,50 |
|
Немрут |
Касабланка |
6000 |
16,00 |
|
Николаев |
Батуми |
6000 |
13,00 |
|
Новороссийск
|
Итал.
Адриатика |
6000 |
19,00 |
|
Фос |
Мрам. море |
6000 |
14,50 |
|
Эрегли |
Равенна+Порто
Маргера |
6700 |
18,00 |
|
Новороссийск
|
Мрам. море |
7000 |
11,00 |
|
Одесса |
Хайфа |
7700 |
14,30 |
|
Металлолом |
||||
Мотрил |
Джорф
Ласфар |
5000 (70') |
20,50 |
|
Чугун |
||||
Свонси |
Александрия |
5500 |
25,00 |
|
Каолин |
||||
Плимут+Авейро |
Александрия |
3100 |
33,50 |
|
Гипс |
||||
Ларнака |
Хайфа |
6000 |
8,00 |
|
Цемент |
||||
Габес |
Триполи
(Ливия) |
3400 |
11,00 |
|
Цемент в биг-бэгах |
||||
Самсун |
Херсон |
3000 |
9,00 |
|
Мраморная крошка |
||||
Острова
Мрам. моря |
Херсон |
3300 |
9,00 |
|
Мраморные блоки |
||||
Сарайлар |
Николаев |
3000 |
11,50 |
|
Бокситы |
||||
Итея |
Дюнкерк |
6000 |
20,00 |
|
Св. Николая |
Копер |
6000 |
9,00 |
|
Уголь |
||||
Ростов |
Галац |
5000 |
19,00 |
|
Ростов |
Египет
(Сред. море) |
5000 |
27,00-30,00 |
|
Ростов |
Искандерун |
5000 |
24,00-27,00 |
|
Ростов |
Констанца |
5000 |
17,00 |
|
Ростов |
Мрам. море |
5000 |
15,50 |
|
Ростов |
Турция
(Черное море) |
5000 |
13,00-14,00 |
|
Таганрог |
Турция
(Черное море) |
5000 |
12,00-14,00 |
|
Темрюк |
Самсун |
5000 |
12,00 |
|
Темрюк |
Турция
(Черное море) |
5000 |
10,00-13,50 |
|
Усть-Луга |
Белфаст |
6000 |
16,00 |
|
Туапсе |
Кипр |
8000 |
12,00 |
|
Источник: Фрахтовые
котировки брокеров
Рынок новостроя
По данным BIMCO, по состоянию на июль 2020 г. мировой портфель
заказов на балкерный новострой составлял 63,4 млн. т дедвейта, что является
самым низким показателем с апреля 2004 г. и на 34,7% меньше, чем в прошлом
году.
Мировой портфель заказов на балкерный
новострой
и его планируемые поставки на ближайшие
годы
Типоразмер
балкеров |
2020 г. |
2021 г. |
2022+ |
Всего |
Балкера "кейпсайз" |
45 |
76 |
24 |
145 |
Балкера "камсармакс" |
64 |
102 |
20 |
186 |
Балкера "супрамакс" |
57 |
100 |
38 |
195 |
Балкера "хендисайз" |
55 |
64 |
13 |
132 |
Итого |
221 |
342 |
95 |
658 |
Источник: ATHENIAN SHIPBROKERS S.A.
По оценкам ATHENIAN SHIPBROKERS, по состоянию на август с. г. мировой портфель
заказов на балкерный новострой насчитывает 658 судов суммарным дедвейтом 63,3
млн. т, в т. ч. «кейпсайзы» – 145 ед. (dwt 32,5 млн. т), «камсармаксы»/«панамаксы» –
180 ед. (dwt 15,8 млн. т),
«супрамаксы» – 195 ед. (dwt
11,2 млн. т) и «хендисайзы» – 132 ед. (dwt 4 млн. т). Согласно планов поставок (без
учета канцелирования заказов и переносов ввода в эксплуатацию) из 658
заказанных балкеров до конца 2020 г. в строй должна войти 221 единица, а
остальные – в 2021-2022 гг.
Представительные
заказы на новострой в августе 2020 г.
Судостроительная
верфь |
К-во судов, ед. |
Дедвейт, тонн |
Цена судна, млн. USD |
Сроки
постав-ки, год |
Судовладелец/
оператор |
NACKS |
2 |
61000 |
22,8 |
2021 |
SUSESEA BULK |
NACKS |
2 |
61000 |
н.д. |
2022 |
TURGU AYDIN |
NACKS |
2 |
61000 |
н.д. |
2022 |
NORDEN |
NEW DAYANG |
2 |
63000 |
23,5 |
2021 |
OCEAN AGENCIES |
NANTONG XIANGYU |
3 |
63500 |
н.д. |
2021/22 |
DENSAY SHIPPING |
TSUNEISHI CEBU |
2 |
64000 |
н.д. |
2022 |
GRAND BLUE SHIPPING |
Источник: ADVANCED, INTERMODAL
Непосредственно
августовская линейка заказов на новые балкера представлена исключительно
«ультрамаксами» дедвейтом 61-64 тыс. т с поставкой в 2021-2022 гг. Среди этих
заказов брокеры выделяют заказ, сделанный
Ocean Agencies (Лондон) на китайской верфи NEW DAYANG на постройку двух «ультрамаксов» дедвейтом
63 тыс. т и стоимостью 23,5 млн. долл. США. Примечательно здесь то, что Ocean Agencies в 1994 г. было организовано в Лондоне Черноморским пароходством, но, в
отличие от ЧМП, живет и развивается.
В отношении цен на
балкерный новострой отметим, что в августе они продолжили свое снижение, о чем
свидетельствует уменьшение рассчитываемого
ALLIED Shipping Research индекса цен до 83 пунктов (-2,4%).
Индикативные цены на балкерный новострой в августе с. г. в ATHENIAN SHIPBROKERS оценивали в размере 46,7 млн. USD для «кейпсайзов» (dwt 185 тыс. т), 26 млн. USD
– для «камсармаксов» (dwt 83 тыс. т), 24,1 млн. USD – для «ультрамаксов» (dwt 64 тыс. т) и 23,1 млн. USD
– для «хендисайзов» (dwt 35 тыс. т).
Pынок
судов «сэконд-хэнд»
После июльского
всплеска рынок подержанного балкерного тоннажа в августе заметно сдал свои
позиции, вернувшись к июньскому уровню. Из 338 предлагавшихся к продаже
балкеров в августе своих новых хозяев нашли 22 судна или 6,5%. Напомним, что в
июле эти показатели составляли 366 ед., 41 ед. и 11,2% соответственно. Всего
же, по данным ALLIED, за 8 месяцев 2020 г. своих хозяев сменил
291 балкер общим дедвейтом 2,08 млн. т и суммарной стоимостью 2,84 млрд. долл.
США. При этом стоимость 1 т дедвейта проданных балкеров составила 136,9 USD/т, что является наиболее низким показателем
за последние 10 лет, за исключением 2016 г.
Активность
рынка подержанного балкерного тоннажа в 2011-2020 гг.
Годы |
Количество
проданных судов, ед. |
Суммарный
дедвейт, тыс.
т |
Общая
стоимость, млн.
USD |
Стоимость
1т дедвейта,
USD/т |
2011 |
358 |
21392,7 |
5765,8 |
269,5 |
2012 |
404 |
29772,7 |
5232,3 |
175,7 |
2013 |
515 |
34523,2 |
7139,9 |
206,8 |
2014 |
467 |
32931,3 |
8184,4 |
248,5 |
2015 |
455 |
33144,3 |
5621,4 |
169,6 |
2016
|
649 |
47711,7 |
5826,4 |
122,1 |
2017
|
690 |
50757,5 |
8593,0 |
169,3 |
2018
|
574 |
42320,8 |
7550,2 |
178,4 |
2019
|
539 |
34565,6 |
5836,4 |
168,8 |
2020
(на 30.08.20) |
291 |
20783,9 |
2844,6 |
136,9 |
Источник:
ALLIED
В то же время, в
августе 2020 г. индикативные цены на подержанные балкера возрастом до 5-ти лет
не претерпели каких-либо существенных изменений по сравнению с июлем и, по
данным Intermodal, составляли: 25,0 млн. USD для «кейпсайзов» (dwt 185 тыс. т), 17,0 млн. USD
– для «панамаксов» (dwt 76 тыс. т), 15,0 млн. USD – для «супрамаксов» (dwt 58 тыс. т) и 11,5 млн. USD
– для «хендисайзов» (dwt 32 тыс. т).
В своих отчетах
брокеры выделяют продажу «хендисайза» KOZNITZA дедвейтом 32000 т постройки 2010 г. за 5 млн. USD и «хендисайза» WESTGATE дедвейтом 28000 т постройки 2011 г. за 6,5 млн. USD.
Брокеры также
выделяют аукционную продажу «супрамакса» SAM HAWK дедвейтом 57,2 тыс.
т, построенного в 2013 г. на верфи STX в Юж. Корее за 10,65 млн. при его рыночной
оценке Vessel Value в размере 12,8 млн. USD.
При этом отмечается, что односерийное судно SAM JAGUAR на аукционе в
Сингапуре не получило даже стартовой цены и теперь Высший Адмиралтейский суд
Сингапура должен принять решение, проводить ли повторный аукцион или
согласиться с максимально предложенной за судно ценой.
Представительные
сделки по продажам сухогрузов «сэконд-хэнд»
в августе
2020 г.
Название судна |
Год постройки |
DWT/TEU |
Цена, млн. USD |
Возраст 6-10 лет |
|||
EKARMA |
2011 |
8232 |
2,30 |
SIEGEDIJK |
2010 |
9691 |
3,50 |
CRYSTAL GATE |
2010 |
28183 |
6,20 |
STARGATE |
2011 |
28200 |
6,75/7,20* |
WESTGATE |
2011 |
28202 |
6,40 |
GLOBAL INNOVATOR |
2013 |
28222 |
7,20 |
STAR AQUA |
2011 |
28225 |
6,70 |
MAPLE OCEAN |
2012 |
28406 |
8,00/8,30* |
IKAN JENAHAR |
2010 |
31755 |
8,00/7,80* |
HONGXIN OCEAN |
2012 |
32500 |
6,95 |
TRANSCENDEN TIME |
2010 |
32688 |
6,00 |
ZEYNEP |
2001 |
33476 |
4,10 |
SELINDA |
2013 |
34236 |
8,85 |
VEGA LEA |
2010 |
53716 |
7,90 |
PURE TRADER |
2011 |
56855 |
8,40 |
FULHAM |
2010 |
57000 |
7,50/8,60* |
SAM HAWK |
2013 |
57200 |
10,65**/12,80* |
SANTA KATARINA |
2010 |
58096 |
10,70 |
Возраст
11-20 лет |
|||
FWN LEON |
2002 |
10000 |
2,10 |
VALENTINA |
2001 |
28290 |
3,50 |
EASTERN CONFIDENCE |
2008 |
28449 |
6,95 |
WESTERN CONFIDENCE |
2009 |
28467 |
5,90/6,40* |
MOONLIGHT SERENADE |
2008 |
31800 |
7,80/7,00* |
V SANDERLING |
2003 |
50307 |
5,00 |
RAFFLES QUAY |
2006 |
53688 |
5,25 |
CAS AVANCA |
2009 |
55561 |
7,50/8,50* |
TAI PROMOTION |
2004 |
77834 |
6,75 |
Возраст свыше 20 лет |
|||
DERIBAS |
1996 |
28665 |
2,60 |
EXPLORER |
1996 |
47639 |
2,85 |
* – Vesselvalue
Источник: SeaSure
**- auction sale.
Рынок судового металлолома
Рынок судового
металлолома в августе подавал
противоречивые сигналы от понижательного тренда в Индии до повышательного в Бангладеш при
стабильном тоне в Пакистане и Турции. Как результат, к концу августа цены на судовой металлолом (сухогрузный
тоннаж) составляли порядка 330-350 USD/LDT в странах Индийского
субконтинента и 200 USD/LDT – в Турции. При этом активность разделки балкеров
оставалась достаточно высокой. По данным ALLIED,
за 8 месяцев 2020 г. на скрап ушел 81 балкер суммарным дедвейтом 9,53 млн. т и средним
возрастом около 26 лет. Ниже этой планки возраст уходящих на скрап балкеров был
лишь в 2015-2016 гг.
Разделка
балкеров на скрап в 2010-2020 гг.
Годы |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, тыс. т |
Средний возраст, лет |
2010 |
176 |
7644,2 |
31,04 |
2011 |
448 |
25303,9 |
30,70 |
2012 |
576 |
34061,9 |
28,08 |
2013 |
441 |
23622,7 |
28,30 |
2014 |
304 |
15499,8 |
27,47 |
2015 |
421 |
30393,3 |
25,35 |
2016 |
402 |
28840,1 |
23,75 |
2017 |
220 |
14573,6 |
24,87 |
2018 |
70 |
4285,3 |
32,86 |
2019 |
97 |
8448,2 |
29,76 |
2020 (на 30.08.20) |
81 |
9526,2 |
25,96 |
Источник: ALLIED
Цены на судовой металлолом в основных
регионах разделки
в августе
USD/LDT
Страна |
Цена на балкеры |
Тренд |
Индия |
330 |
понижательный |
Бангладеш |
340 |
повышательный |
Пакистан |
350 |
стабильный |
Турция |
200 |
стабильный |
Источник: Lion Shipbrokers, GMS
Представительные
сделки по продажам балкеров на скрап
в августе
Название судна |
Год постройки |
DWT/TEU |
Цена |
|
млн. USD |
USD/LDT |
|||
MURAD* |
1998 |
5450 |
0,79 |
270 |
HAN FENG** |
1992 |
7802 |
0,96 |
315 |
HAMOUDI B*** |
1982 |
11702 |
1,86 |
355 |
CARIBBEAN HIGHWAY* |
2002 |
17866 |
4,23 |
321 |
SEA HERO |
1990 |
22256 |
1,76 |
350 |
KWANGSI* |
1995 |
23586 |
3,10 |
325 |
BEST FUTURE*** |
1995 |
45320 |
2,60 |
370 |
SHANTHI INDAH |
1996 |
45681 |
2,06 |
275 |
GREEN HARVEST*** |
1995 |
49580 |
3,81 |
358 |
GREEN WORLD*** |
1996 |
49673 |
3,63 |
360 |
SURYAWATI*** |
1996 |
69124 |
3,50 |
360 |
PANAMAX ENERGY*** |
1998 |
74083 |
4,20 |
402 |
*
– Индия Источник: Intermodal
** – Бангладеш
*** – Пакистан
Рынок бункерного топлива
Цены на судовое
топливо в основных центрах мировой бункеровки в августе
Средние
цены на бункерное топливо в августе
USD/т
Порты |
Мазут (380 cst) |
Газойль |
||
Начало августа |
Конец августа |
Начало августа |
Конец августа |
|
С.-Петербург |
249 |
262 |
365 |
373 |
Роттердам |
258 |
272 |
358 |
365 |
Гибралтар |
294 |
308 |
398 |
408 |
Мальта |
300 |
312 |
392 |
390 |
Пирей |
290 |
299 |
400 |
395 |
Стамбул |
289 |
311 |
408 |
412 |
Новороссийск |
252 |
268 |
402 |
393 |
Сингапур |
280 |
293 |
388 |
388 |
Источник: Bunker
Supplyers
Прогноз развития фрахтового рынка
Несомненно,
относительное укрепление фрахтовой конъюнктуры на рынке балкерного тоннажа
летом 2020 г. на фоне не прекращающейся пандемии COVID-19 имело под собой фундаментальные причины как со стороны предложения
тоннажа, так и спроса на перевозки.
По данным BIMCO, с начала года мировой балкерный флот вырос на 2,9%. Однако снижение
заказов на новострой и достаточно активная разделка балкеров на скрап явно
сдерживают предложение тоннажа.
Согласно оценкам Alphabulk, по состоянию на июль 2020 г. мировой балкерный флот насчитывал в
своем составе более 11 тыс. балкеров суммарным дедвейтом 886,8 млн. т при
портфеле заказов в 63,4 млн. т или 7,1% от действующего флота.
Состав
мирового балкерного флота по состоянию на 1 июля 2020 г.
Типоразмер балкеров |
Количество судов |
Дедвейт, т |
Балкера
"кейпсайз" |
2280 |
399978946 |
Балкера
"панамакс" |
2334 |
183316364 |
Балкера
"супрамакс" |
4426 |
235607506 |
Балкера
"хендисайз" |
2309 |
67873611 |
ИТОГО |
11349 |
886776427 |
Источник:Alphabulk
Со стороны спроса на
перевозки решающими факторами улучшения ситуации в рассматриваемом периоде
явился рост мировой торговли (по сравнению с провальными первыми 5-ю месяцами
года), составивший в июне +8%. А объемы экспорта и импорта развивающихся стран
в июне выросли на 11%. На 5% выросло и мировое промышленное производство, а в
еврозоне этот рост составил 10%.
Немаловажную
поддержку оказали фрахтовому рынку (для «панамаксов», «супрамаксов» и
«хендисайзов») увеличившиеся отгрузки зерна, что позволило вырасти среднему
заработку этих судов с 5000 USD/сут. в мае до 10000-15000 USD/сут. в августе. В
частности, Китай за первые 7 месяцев 2020 г. импортировал 55,13 млн. т сои, что
на 17,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. К этому следует
добавить 158 балкеров с соей объемом 10,36 млн. т, прибывших под разгрузку в
порты КНР в августе, по сравнению с 147 судами и 9,63 млн. т в июле.
По данным Banchero Costa, за первые 7 мес. 2020 г. Китай нарастил импорт сои из Бразилии на
24,7% до 39,1 млн. т, из США – на 15,1% – до 8,4 млн. т и из Аргентины – на
29,3% – до 3,4 млн. т. В плане сезонности отправок сои следует отметить, что,
хотя пик отгрузок уже прошел, в 4-м квартале рынок ожидает их очередной
всплеск.
Но не все так
безоблачно, как хотелось бы, поскольку над миром довлеет угроза 2-й волны
пандемии COVID-19.
По оценкам ОЭСР, если это
произойдет, мировой ВВП может снизиться в 2020 г. на 7,5% вместо
прогнозировавшихся ранее 6%. А поскольку мировой ВВП очень тесно коррелирует с
объемами торговли и, следовательно, спросом на морские перевозки, это может
достаточно негативно сказаться на фрахтовом рынке, находящемся в состоянии
весьма хрупкого равновесия, из-за чего буквально за одну неделю ситуация может
измениться самым кардинальным образом, причем не в лучшую для судовладельцев сторону.
Ярким примером
пагубного влияния пандемии COVID-19 на экономику является Индия. Национальное
статистическое управление Индии сообщило, что в 1-ом квартале 2020/2021 ФГ,
который закончился в июне, экономика страны сократилась на 23,9% по сравнению с
тем же кварталом предыдущего года. Это худшие показатели с 1996 г., когда начали
публиковать квартальные данные о валовом внутреннем продукте. По данным ОЭСР,
это наихудший спад среди крупнейших экономик мира, публикующих показатели ВВП
за тот же период.
По данным Refinitiv объемы импорта коксующегося и термального угля Индией в августе 2020
г. снизились до 12,2 млн. т или почти на 20%. Всего же за 8 месяцев 2020 г.
Индия импортировала 112,96 млн. т углей, что на 18,8% меньше, чем за
аналогичный период прошлого года. Поэтому, если еще несколько лет назад многие
аналитики считали, что Индия может стать «вторым Китаем» в плане генерирования
грузопотоков и поддержки фрахтового рынка, то на сегодняшний день так уже никто
не думает.
В то же время,
несмотря на вполне вероятную угрозу второй волны коронавируса, считается, что в
настоящее время мир к ней гораздо лучше подготовлен, чем в феврале-апреле с. г.
А разворачивающиеся по всему миру меры поддержки национальных экономик, в
первую очередь, за счет инфраструктурных проектов, способны, если не погасить,
то существенно снизить негативное влияние пандемии.
Не случайно такие
известные балкерные компании, как Golden Ocean, NORDEN, Star Bulk, Pan Ocean и Pioneer Marine, подведя итоги 1-го и 2-го кварталов, с
нескрываемым оптимизмом смотрят на 2-е полугодие 2020 г., считая, что оно будет
значительно лучше 1-го полугодия за счет большей сбалансированности спроса и
предложения.
Уровень
фьючерсных котировок на балкерный тоннаж на 2020-2021 гг.
USD/сут.
Типоразмер тоннажа |
Период фьючерса |
||
Сентябрь 2020 г. |
4 кв. 2020 г. |
2021 г. |
|
Балкера "кейпсайз" |
21559 |
19884 |
13905 |
Балкера "панамакс" |
15133 |
14364 |
11432 |
Балкера "супрамакс" |
11157 |
10785 |
9132 |
Балкера "хендисайз" |
9929 |
9162 |
8635 |
Источник:FIS, Banchero Costa
Достаточно
оптимистично пока что выглядят и фьючерсные котировки на сентябрь и 4-й квартал
2020 г., дающие 19900-21550 USD/сут. для "кейпсайзов", 14350-15150 USD/сут.
– для "панамаксов", 10785-11150 USD/сут. – для "супрамаксов"
и 9150-9950 USD/сут. – для "хендисайзов".
И уже ближайшие 4
месяца покажут, оправданно это или нет.
По материалам морской периодики
Фрахтовый обозреватель, к.э.н. В. Войниченко
04.09.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий